zaitcev> Я несколько удивлён, что такие маленькие поселения умудряются загрузить Ан-24 (ну если только не дотировать билеты).
Насколько я помню, в Якутии дотируются только маршруты на Ан-2 и Ми-8 (летают "Полярные авиалинии").
Удивления у меня особого нет: большинство поселений там так или иначе привязано к местам добычи золота (помните Ан-12, который рассыпал золотые бруски на бетонку?), а золотодобытчики зарабатывают хорошо.
Ну, и другие полезные ископаемые. Нерюнгри - это уголь, Мирный - алмазы + газоконденсат, там уже города, и, соответственно, ИВПП.
zaitcev> Вдохновлённый этим примером, я часок потратил читая про ситуацию на Аляске.
Очень интересно.
У меня была мысль сравнить - но руки так и не дошли.
zaitcev> У них получилось так: подавляющее количество аэропортов привязаны к посёлкам до 3 тыс. человек.
У нас с этим хуже. Например, у Хандыги (6,2 тыс. населения, 450 км до Якутска по земле) регулярного воздушного сообщения со столицей республики нет. Объём перевозок за 2017-й год (это то, что под рукой, новое искать лень) - 1900 человек. То есть даже на один рейс Ан-24 в неделю не набралось. Только чартеры. В предыдущие годы - и того меньше.
То есть подтверждается сказанное выше: есть золото - летаешь, нет золота - лапу сосёшь.
И не только летаешь: раньше от Хандыги до Якутска ходили суда на подводных крыльях, но этого сейчас тоже нет. Пишут, что добраться до столицы можно только частным извозом.
zaitcev> Туда летают в основном одномоторные Cessna Caravan и лёгкие низкопланы King Air.
В общем, тоже понятно.
Уровень доходов пассажиров позволяет использовать маленькие машины, у которых стоимость перевозки "на кресло" всегда выше.
Что можете сказать по регулярным перевозкам - насколько они развиты? Потому как я не удивлюсь, если там большинство полётов - чартерные. Собрался пяток соседей, скинулись, заказали борт и полетели поближе к цивилизации попить пива. Доходы позволяют.
zaitcev> Полосы гравийные, на фото выглядят очень хорошо - нет луж и колей. Под остановку и пуск моторов есть маленькие бетонные квадратики.
В общем, похоже. Только в Якутии в основном галька. Вот всё та же Усть-Нера.
zaitcev> Кроме этих, есть порядка двух десятков аэропортов с бетонными полосами, куда летают самолёты побольше, пассажиров на 50.
Хорошо живут.
В Якутии, дай бог памяти, портов с ИВПП только четыре: естественно, Якутск, упомянутые уже Нерюнгри и Мирный, плюс Тикси. Причём в Тикси полоса "имеет военное происхождение".
Нет, вру - ещё ИВПП в а/п Полярный (г. Удачный). Алмазы. Полоса 3100 м (это под Ан-124, оборудование возить). Туда даже "Мрия" летала.
zaitcev> Я подозреваю, что им география помогает. Все большие поселения недалеко от берега. Видимо, завезли гравий и цемент морем.
Здесь есть ещё один "географический нюанс" - климат. Всё же на значительной части Аляски он морской. Там, помнится, длина береговой линии какая-то просто охренительная. Понятно, что в центре штата всё тот же "резко континентальный", и морозы ниже полтинника не редкость. Но всё же...
А
содержать ИВПП при таких перепадах температур - это очень и очень недёшево.
zaitcev> А всякие шахтёры и оленеводы обходятся гравийными полосами.
См. выше - здесь наверняка и климат влияет. А гравийной ВПП - в отличие от бетона - на морозы наплевать.
В общем, всё похоже на Якутию, а разница объясняется "географией" (включая климат) и доходами клиентуры авиаперевозчиков.