Позволю себе внести некоторые уточнения.
Полл> Ну, к примеру, в том, что характеристики альтернативного "однодвигательного МиГ-29" были лучше, чем двухдвигательного, и микояновцы прогнали липу, чтобы обосновать оптимальность двухдвигательного варианта. И что в первоначальном ТЗ было прямо прописано сделать аналог Су-15 по возможностям перехвата (радиоэлектронное и ракетное вооружение, дальности, высоты и скорости перехвата), который при этом в ближнем бою будет аналогом МиГ-23.
Я не знаю, что представлял собой «однодвигательный МиГ-29», те картинки проектов, которые я видел, были все с двумя двигателями. Причина крылась в тексте ТТЗ-71, где был пункт: «Силовая установка самолета должна состоять из двух двигателей с форсажом». Посему прорабатывать любые иные варианты, на мой взгляд, смысла не имело.
Я не знаю, о каком именно «первоначальном ТЗ» идет речь, но до сих пор таковым я считал то, которое датируется мартом 1971 года - «ТТЗ на конкурсную разработку АП ПФИ». Однако заданные там для ПФИ параметры отнюдь не представляли собой аналог Су-15, хотя бы потому, что для ПФИ было задано применение нового оборудования и вооружения (до 6 ракет средней дальности и до 6 ракет ближнего боя)), при этом диапазон высот перехватываемых целей начинался от 40 м, а не от 500 м, диапазон скоростей заканчивался не на 2500, а на 3200-3500 км/час, и должна была обеспечиваться всеракурсная атака ВЦ на всех высотах, в т.ч. на фоне земли. ...
Полл> Однодвигательность или двухдвигательность, сверхманевренность и все прочее, включая "грунтовое базирование" - не прописывались.
Термина «сверхманевренность» в ТТЗ-71 также не было, это факт. Был пункт, согласно которому «Летные данные и система вооружения истребителя должны обеспечивать ... превосходство в воздушном бою, включая и ближний маневренный бой, над перспективными истребителями противника типа F-15». Трактовать его можно как угодно...
Про базирование было записано: « ... должно предусматриваться как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах, не выше III класса. ...»
Полл> Собственно говоря, все фирмы (а в конкурсе ПФИ, кроме МиГ и Су, участвовало и ОКБ Яковлева) и ЦАГИ, вместо выполнения ТЗ заказчика под прикрытием конкурса занимались собственным "свободным творчеством".
Про «свободное творчество» ОКБ: тут без комментариев.
Могу только сказать, что конкурса, как такового, по сути, не было. Потому что в ходе нескольких совещаний (НТС МАП), прошедших в 1971 г. с участием представителей заказчика, выявилась явное желание промышленности разделить исходное ТЗ на два отдельных. Исходило оно от микояновцев, которые настаивали на машине меньшей размерности, чем та, что получалась по ТЗ. Их поддерживало руководство ЦАГИ в лице Г.С. Бюшгенса, который заявлял, что «Основные требование ВВС к истребителю воздушного боя могут быть выполнены при его взлетном весе 14 т, при этом потребуется некоторое сокращений функций, возлагаемых на спецоборудование и вооружение... Самолет-истребитель малого размера 14 т по сравнению с истребителем 23 т обладает рядом преимуществ в боевых условиях и имеет существенно меньшую стоимость». НИИАС в лице А.М. Баткова с самого начала настаивал: «Проведенные в НИИАС ... исследования показывают, что ... оптимальным с точки зрения эффективности при фиксированных затратах является парк ..., который должен включать два типа: ЛФИ (10-14 т) и ТФИ (20-25 т.) ...» О.С. Самойлович, выступавший от ОКБ Сухого, говорил, что «... мы не разделяем точки зрения НИИАС о необходимости создания у нас ПФИ 2-х весовых категорий. ...» Военные в этой ситуации выражались достаточно определенно, 1 зам ГК ВВС А.Н. Ефимов говорил: «С самолетом F-15 может бороться только самолет анти F-15. Вот что нам требуется в первую очередь. ... Подменить самолет типа F-15 только легким самолетом с оружием средней и малой дальности в принципе невозможно. ...» Ну а закончилось это тем, что в июне 1972-го, когда подошла пора подводить итоги конкурса, военные дополнительно выпустили «ТТЗ на ЛПФИ», т.е. конкретно под МиГ-29...
Полл> А по факту без учета неофициального, то есть незаконного конкурса на корабелку, понять логику тех событий, в частности - двухдвигательность МиГ-29, нельзя.
Про «неофициальный незаконный конкурс на корабелку». Работы по этой теме начались в МАП в 1971 году, согласно решению ВПК № 138 от 05.06.1971 г., в рамках разработки авиационной составляющей для Ав. пр. 1160. Согласно приказу МАП № 177 от 24.06.1971 г. Эти работы велись сразу в нескольких ОКБ, в т.ч. в ОКБ Сухого и Микояна.
Сперва в части работ Сухого: ТТЗ на корабельный истребитель исходно было оформлено как «Дополнение к ТТЗ на ПФИ» и датировано августом 1971-го. Основное в этом документе – уточнение требований к ПФИ в части обеспечения его базирования на Ав. Пр. 1160. Однако оно было лишь одним из 4-х аналогичных документов, поскольку кроме истребителя заказчик захотел получить на борт будущего Ав. еще и штурмовик, разведчик-целеуказатель, и тяжелый истребитель, на которые были выпущены отдельные ТТЗ (с июня 1971-го по февраль 1972-го). Единый АП по этой теме в ОКБ Сухого был выполнен в 1972 году и предъявлен заказчику в начале 1973-го. Ну а дальше была длинная история, завершившаяся созданием Су-33...
НЯЗ, в ОКБ Микояна работы по палубному истребителю велись с 1969 года, а официально – с 1971 года, согласно того же самого приказа МАП № 177 от 24.06.1971 г., и предусматривали создание корабельного истребителя на базе МиГ-23, об этом свидетельствуют соответствующие годовые отчеты ОКБ за период с 1972 по 1977 годы. Проект официально именовался МиГ-23К (изд. 32-31), работы по нему дошли до этапа ЭП и были закрыты лишь в 1978 году. А первое упоминание про МиГ-29К в годовых отчетах ОКБ Микояна датируется лишь 1982 годом...
Это сообщение редактировалось 03.01.2021 в 23:57