US bans SES satellite launch by Russia
April 28, 2014
European satellites have fallen foul of tougher US regulations on Russian rocket launches because of the Ukrainian political crisis. Satellites which have been built in the US, or have US-supplied components, have long been subject to ‘export’ controls under the USA’s International Traffic in Arms Regulations (ITAR) rules, although those requirements were increasingly seen as being softened over the past few years. The Ukraine-Russia political problems have seen the ITAR rules again toughened.
SES of Luxembourg, London-based Inmarsat and Turksat all have planned launches this year aboard the Russian-supplied Proton rocket system managed by Russian-owned International Launch Services (ILS).
SES had planned to launch Astra 2G this summer on an ILS/Proton rocket from the Russian launch site in Kazakhstan. Inmarsat has two launches booked with ILS, while Turksat 4B is also slated for launch this summer on a Proton vehicle. Astra 2G was built by Astrium of France, but uses key US-made components.
Last week (on April 24th) a maritime satellite built by a Canadian company for Ontario-based ComDev was banned from having a June launch from Kazakhstan. ComDev says it has other launch options.
SES and the other satellite operators could switch launch contractors to either France’s Arianespace or California-based SpaceX but both launch specialists have a long waiting list of customers.
If the US political sanctions continue to bite then Europe’s satellite operators could be severely impacted given the pressure on non-Russian rocket launches. As one well-placed industry source suggested on April 27th: “Generally speaking: if Proton is not available for a prolonged period, the satellite industry has a problem…”
Прежде всего озвучим один важный тезис, который, по мнению автора, будет определять облик и возможности не только ВМФ, но и ВВС и СВ в среднесрочной перспективе:
Снижение стоимости вывода полезной нагрузки (ПН) на орбиту Земли, достигнутое с помощью многоразовых ракет-носителей (РН), а также прогресс в микроэлектронике и компетенции, полученные при создании коммерческих искусственных спутников Земли (ИСЗ), предназначенных для развёртывании глобальных спутниковых систем Интернет связи, позволят ведущим державам в ближайшие 20 (± 10) лет развернуть на орбите такое количество военных и гражданских спутников разведки, управления и связи, которое обеспечит наблюдение за всей поверхностью планеты в режиме 24/365.
Это означает, что любые крупные цели, такие как надводные корабли или подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК), могут отслеживаться противником круглосуточно и круглогодично.
В сочетании с возможностью перенацеливания вооружений большой дальности в полёте, крупные подвижные объекты станут такой же уязвимой целью, как и стационарные объекты.
На промежуточном этапе, когда с учётом постоянно увеличивающегося количества разведывательных спутников, а также маневрирующих платформ типа X-37 и Dream Chaser Cargo System с модулем Shooting Star, способных оперативно менять орбиту и нести разнообразные средства разведки, возникнет ситуация неопределённости, когда будет невозможно определить, обнаружен и отслеживается ли надводный корабль/корабельная ударная группа (КУГ)/авианосная ударная группа (АУГ) или нет.
Существует некая форма отрицания – американцы не летали на Луну, РН Falcon-9 убыточна, Starlink не существует, Земля плоская и так далее... Однако у автора нет никаких сомнений в реалистичности и реализуемости всех вышеуказанных технологий и комплексов. Их влияние на формат ведения боевых действий на земле, на воде и в воздухе будет колоссальным. Если же у SpaseX получится реализовать полностью многоразовую сверхтяжёлую ракету Starship в том формате, в котором она задумана, то последствия этого пока даже сложно вообразить.
Игнорирование фактора «всевидящего космоса» может привести к тому, что при строительстве вооружённых сил будут допущены стратегические просчёты, что сделает их необратимо уязвимыми и небоеспособными перед противником.
Критичным элементом боеспособности вооружённых сил РФ в целом и ВМФ в частности является способность обеспечить паритет в космосе с ведущими державами в части средств разведки, управления и связи (РУС).
Важность этой задачи сопоставима с важностью задачи поддержания ядерного паритета. Так что, как ни странно, но возможности ВМФ (как и ВВС и СВ) будет определять возможность создания многоразовой ракеты-носителя с низкой стоимостью вывода ПН на орбиту и возможность крупносерийного производства недорогих спутников разведки, управления и связи. А это, в свою очередь, потребует создания нового надёжного и эффективного ракетного двигателя (скорее всего, на топливной паре метан+кислород) и промышленного производства радиационно-стойких электронных компонент.
Существует некая форма отрицания – американцы не летали на Луну, РН Falcon-9 убыточна, Starlink не существует, Земля плоская и так далее...