Mihail66> Ну вот я уже не хотел влезать в этот винегрет. Но вот про то что этот разрез увеличивает сопротивление и опускает ЦД ты ни разу не сказал. У тебя постоянно увеличение длины стаба, а этого ведь нет.
Михаил, даже не понял о чем ты. Чисто из уважения к твоему упорству и для остальных, кому лень покопаться в справочнике по аэродинамике, объясняю на пальцах. Как тут некоторые верно отметили очевидную вещь - любой элемент ракеты в условиях полета создает аэродинамическую силу имеющую обозначение в "скоростной" системе координат Ra. Скоростная система координат XaYaZa имеет ось Ха, которая совпадает с вектором скорости. Это важно, поскольку именно вектор скорости определяет траекторию. Так вот, составляющая вектора аэродинамической силы, направленная по оси Ya называется "подъемной" силой. Составляющая вектора аэродинамической силы направленный вдоль оси Ха, и обычно против скорости, называется "сопротивлением".
Ракета имеет свою, "связанную" систему координат XYZ, где ось Х совпадает с осью симметрии ракеты. Это к тому, что задача стабилизации ракеты - чтобы системы координат XaYaZa и XYZ при полете практически совпадали. Задача стабилизации любительской ракеты заметно проще - чтобы совпадали оси Ха и Х. Проще говоря, чтобы ракета не имела отклонений своей оси симметрии от направления полета. Хорошо стабилизированная ракета летит практически без отклонений, т.е. угол между осями Ха и Х близок к нулю. Это означает, что любая сила сопротивления имеет близкую к нулю поперечную составляющую к оси Х в системе ракеты XYZ и не может создавать каких-то вращательных моментов, влияющих на положения корпуса ракеты. Поэтому сопротивление не может рассматриваться как фактор стабилизации. А вот любая подъемная сила в условиях стабилизированного полета имеет практически 100% величины в системе ракеты и направлена поперек этой оси. То есть, малейшее отклонение ракеты от траектории (угол атаки) приводит к возникновению практически 100% подъемной силы. Поскольку крыло имеет относительно большую подъемную силу даже на малых углах атаки и, при этом, очень малое сопротивление, то стабилизатор выполненный в виде крыла создает большую поперечную силу и большой вращательный момент при малейшем отклонении ракеты от курса и мгновенно возвращает её в нормальное положение, т.е. в скоростную систему координат по оси Х. Не создавая при этом сильного сопротивления. Надо только, чтобы крыло стабилизатора было правильной формы, достаточного размера и установлено в нужном месте.
Да, на больших отклонениях ракеты от курса, т.е. большом угле между осями Ха и Х, даже сила сопротивления может иметь поперечную составляющую к оси Х и иметь влияние на стабилизацию. Но именно на БОЛЬШИХ, а если ракета отклоняется на большие углы от курса её нельзя назвать стабилизированной. Можно, конечно, наращивать силы сопротивления, но тогда ракета просто не полетит. Например, можно отлично стабилизнуться парашютом, только далеко ли улетишь?
Это сообщение редактировалось 26.08.2021 в 12:43