101> Было несколько модификаций шлема. Как я понял из текста, первый вариант это взяли текущий шлем и на него нахлобучили обвязку. В итоге при резком вращении головой шлем из-за массы съезжал. Тут на них снизошло и далее работа пошла по другому пути - решили делать интегральную конструкцию, в которой и будут учтены все требования. Массу снижали от версии к версии. Во время Фантома было не менее 5 модификаций.
Я читал несколько другую историю. Блоки изначально прикрутили на шлем который при маневрировании слегка съезжал сам по себе. Пилоты жаловались, но не очень активно, потому как не сильно мешало, и начальство на это не особо реагировало. Проблема с общим весом шлема была понятна с самого начала и вес всей конструкции жестко контролировали облегчая и блоки и шлем. В конце получилось что шлем с прицелом весил почти как без него. Когда начали летать, то выяснилось, что вся борьба за вес шлема с прицелом пошла псу под хвост. Шлем елозить на голове не перестал и "монокль" прицела оказывался совсем не там где надо. Тут пилоты начали жаловаться намного громче, потому что это уже реально мешало. Попробовали пару других модификаций того-же шлема - проблема не ушла. Все эти шлемы назвались VTAS I.
Работу повели в двух направлениях - новые шлемы которые лучше подгонялись по голове, и, раз уж шлем новый то и блоки "облагородили" размазав этаким кольцом вокруг всего периметра. Заодно вместо монокля стали проецировать прицельные марки и индикацию на защитное стекло шлема. Проблему с плохой фиксацией решили, но шлем стал заметно тяжелее, этот шлем назвался VTAS-II. Под конец базовый для VTAS-II шлем заменили на новый, более удобный и его облегченный вариант с прицелом, который взяли без серьезных изменений с VTAS-II, стал назваться VTAS-III.
101> Легкость понятие относительное, относительно перегрузки.
Но хорошо измеряемое килограммами. Первый прикидки шлемов с HMD давали прибавку веса больше двух кило по сравнению со обычным шлемом, естественно такое в серию даже на вертушках было не ахти, хотя заходы были. На Апаче умудрились влезть в почти тот-же вес что и обычный шлем. Но шлемы стали индивидуальными с нормальной подгонкой под владельца только квалифицированными людьми в мастерской.
101> Плюс на самолете есть хитрый расчетный режим, которого нет на вертолете - катапультирование. Он и делает невозможным иметь бульбу над глазами, которая увеличивает парусность при покидании кабины.
А летание в очках ночного виденья вам как? Аэродинамика HMDS на порядок получше чем у бинокля висящего перед лицом на кронштейне.
101> Ну как не рубились... или речь про кабинетные войны?
Да так, F-16 американские ВВС выбрали потому что лучше в тоннокилометрах и дешевле в обслуживании. То что он в БВБ лучше не играло заметной роли.