Интересно, а кто у Трибуца был "лапой"?
ПРИКАЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИННОГО ОРУЖИЯ ВМФ В ВОЙНЕ С ГЕРМАНСКИМ ФАШИЗМОМ
№ 00111 18 апреля 1942 г.
Использование нашим Военно-Морским Флотом минного оружия осуществляется в недостаточных масштабах, не эффективно и без надлежащей активности.
Оборонительные минные заграждения выставлялись недостаточно организованно и планомерно. Зачастую оборонительные минные заграждения не столько обеспечивали оборону своих баз и побережье, сколько стесняли собственное мореплавание, а в ряде случаев даже послужили причиной гибели своих кораблей.
Мина, как активное оружие, использовалась очень слабо. Систематические активные минные постановки осуществлялись только на Северном флоте и притом только с подводных лодок и самолетов. Надводные корабли для активных минных постановок вообще не использовались, если не считать немногочисленных постановок с катеров на Краснознаменном Балтийском флоте.
По отдельным флотам использование минного оружия имело следующие недостатки:
Северный флот.
1.Надводные корабли к совместным минным постановкам оказались неподготовленными.
Эсминцы начали тренировку в совместных постановках только за два-три дня до начала выполнения операций по постановке оборонительных минных заграждений.
Эсминец «Грозный» по причине слабой подготовки БЧ-1 не мог точно определить конца поставленной им линии заграждения.
ЗМ «Канин» по плану должен был ставить линию мин одновременно с эсминцами «Грозный» и «Сокрушительный», но опоздал и к моменту постановки
не прибыл. Постановка линий мин произведена не по плану.
2.При выполнении минной постановки в Белом море боевая готовность береговых батарей повышена не была, хотя это и требовалось планом боевого обеспечения операции.
3.В связи с трудными условиями плавания в районе минных постановок в Белом море на тщательность навигационного обеспечения операции надо было обратить особое внимание. Несмотря на это мины были поставлены без должного навигационного обеспечения и предусмотренная по плану постановка для ориентировки судов и бочек выполнена не была.
Краснознаменный Балтийский флот.
1.Балтийский театр, позволяющий почти в любом месте использовать мины, близость коммуникаций противника от наших баз и аэродромов, отсутствие попыток противника действовать крупными соединениями флота в средней и северной частях моря, а также наличие достаточных сил и средств создавало в кампанию 1941 г. на КБФ благоприятные условия для нанесения противнику мощных ударов средствами минной войны.
Несмотря на большие возможности, особенно в первые месяцы войны, по причине слабого управления и недостаточной настойчивости, Военный совет КБФ не развернул и не организовал мощной минной войны на театре.
Корабли, за исключением отдельных экипажей, авиация и штабы КБФ к минной войне оказались недостаточно подготовленными.
2. Постановка оборонительных минных заграждений проходила неорганизованно, планирование и составление документов исполнителям в процессе войны производилось наспех и часто неграмотно, планы постановок менялись,
отдельные приказания часто отменялись и т. п.
Из-за изменений плана минных постановок СКР «Буря» и 3 БТЩ, прибыв для постановки в район Бенгшер, были возвращены в Таллинн, откуда были посланы сбросить мины в Копли-Лахт. На другой день эти мины было приказано выловить, на что потребовалось двум БТЩ четверо суток.
По той же причине на заградителях приходилось по нескольку раз переставлять углубление мин, что при большой загрузке минных заградителей в первые дни войны ложилось чрезвычайно тяжелым бременем на личный состав.
По причине отсутствия четких указаний заградители, возвращаясь с операции, не знали наверняка, где им придется принимать мины. Вследствие такой неорганизованности корабли перегонялись с одного места на другое, так например: пришедшие в Копли с операции заградители перешли на Таллинский рейд, откуда их послали в Беккеровскую гавань.
Отданные ранее приказания отменялись, в результате чего на эсминцы «Артем» и «Володарский» в течение суток три раза подавались и разгружались поочередно то минные защитники, то мины 1908 года.
Приказания давались без учета времени и возможности их выполнения, так например:
а)на подготовку к противолодочному заграждению эсминцам потребовалось на двое суток больше, чем было запланировано штабом флота, в результате чего операция была сорвана;
б)ЗМ «Ристна» не был приспособлен к постановке мин образца 1931 г. Несмотря на это, он был послан ставить мины этого образца в Ирбенский пролив. Операция была сорвана.
Боевое обеспечение было неудовлетворительным, вследствие чего противник наши минные постановки часто обнаруживал и противодействовал торпедными катерами, подлодками к авиацией.
Так например: при постановке мин в Финском заливе наши заградители четыре раза атаковывались (безрезультатно) подлодками противника; в Ирбенском проливе 22.06.41 г. при постановке мин эсминец «Сторожевой» был торпедирован торпедным катером противника.
Навигационное обеспечение было чрезвычайно слабым. Манипуляторная служба фактически бездействовала. Радиопеленгаторные станции не использовались.
Девиация компасов с принятыми минами, как правило, не определялась.
Поэтому точность минных постановок была недостаточной.
3. Миноносная авиация и подводные заградители для постановки активных мин были использованы слабо.
Черноморский флот.
Военный совет Черноморского флота имел все возможности для проведения систематической активной минной войны. Несмотря на это, на ЧФ не было принято твердых мер к активному использованию мин на театре.
Миноносная авиация и подводные заградители использованы очень слабо.
Имея превосходство на театре, Черноморский флот активной минной войной
в комбинации с другими боевыми действиями не парализовал плавание торговых судов противника в Черном море.
Приказываю:
Военным советам СФ, КБФ, и ЧФ решительными мерами ликвидировать выявленные в 1941 г. недостатки в использовании мин.
Минное оружие, при умелом и энергичном использовании его, является грозным оружием, могущим повлиять на исход боевых действий на театре.
Наш флот в прошлых войнах был первым по умению и масштабам применения мин против врага. Этим славные традиции должны быть возрождены.
В кампанию 1942 года развернуть всеми имеемыми силами активную минную войну у баз противника и на его коммуникациях.
Штабам СФ, КБФ и ЧФ при планировании и подготовке минных операций обратить особое внимание на реальность составляемых планов и на отработку четкости боевого управления.
Запретить составление планов операций в части расчетов по использованию оружия без участия соответствующих флагманских специалистов.
При проведении минных операций основное внимание направить на боевое обеспечение, навигационное обеспечение и обеспечение разведкой действующих
в операции сил.
Вернуть минных специалистов, используемых не по своей специальности и действующих на сухопутных фронтах в частях, входящих в состав ВМФ, и укомплектовать ими в первую очередь тральщики и минные заградители.
Минно-торпедному управлению ВМФ:
1.Форсировать строительство, отработку и подачу на флоты нового минного оружия.
2.Снабдить существующие мины устройствами для самовзрывания при их затраливании и предусматривать наличие таких устройств у новых образцов.
3.К 15 мая 1942 г. дать указания на флоты об устройстве приспособлений для приема и постановки мин с катеров «МО», торпедных катеров и с мелких плавучих средств.
4.Разослать на флоты все имеемые описания мин иностранных образцов и ускорить подачу на флоты недостающих описаний наших мин, находящихся
на вооружении.
Управлению боевой подготовки ВМФ:
1.Запретить опыт постановки мин с торпедных катеров и катеров «МО».
2.Совместно с МТУ пересмотреть в свете опыта войны положения и инструкции по использованию минного оружия.
Военно-морскому издательству:
Ускорить издание описаний новых образцов мин, положений и инструкций по использованию минного оружия.
КУЗНЕЦОВ
ЦВМА, ф. 79, д. 39807, л. 26—32. Подлинник.