Реклама Google — средство выживания форумов :)
применение обычного ядерного оружия против высотных целей сочли недостаточно эффективным, поскольку основной поражающий фактор — ударная волна, — в разрежённом воздухе на большой высоте и, тем более, в космосе не образуется, световое излучение поражает боеголовки только в непосредственной близости от центра взрыва (то есть именно в десятках-первых сотнях метров), а гамма-излучение поглощается оболочками боеголовок и не может нанести им серьёзного вреда. В таких условиях превращение максимальной части энергии взрыва в нейтронное излучение способствовало повышению вероятности поражения ракет противника.
Под действием нейтронов происходит деление ядер урана или плутония, которое сопровождается выделением тепловой энергии. Под влиянием выделившегося тепла ядерный заряд плавится и головная часть выходит из строя. По расчетам Р. Лэппа поток нейтронов при высотном взрыве антиракеты мощностью в одну мегатонну может обеспечить уничтожение ядерной головной части баллистической ракеты противника (без специальной защиты от потока нейтронов) на удалении около двух километров от точки взрыва. Американские специалисты считают наиболее выгодным для борьбы с ракетами термоядерный взрыв, ибо он дает примерно в 30 раз больше нейтронов, чем атомный взрыв. Кроме того, нейтроны термоядерного взрыва обладают значительно большей энергией, чем нейтроны атомного взрыва.
...
О поражающем действии гамма-лучей на боевую часть баллистической ракеты сведений в американской литературе почти не встречается. Р. Лэпп пишет, что под действием гамма-лучей произойдет ионизация элементов автоматики, поэтому может сработать детонирующее устройство ядерного заряда головной части ракеты и произойти самопроизвольный взрыв.
... Если произвести взрыв ядерного заряда мощностью в 1 млн. т на большой высоте, то от действия гамма-лучей полупроводниковые электронные системы спутников могут выйти из строя на расстоянии 6,4 км от центра взрыва, а от потока нейтронов — на удалении 29 км.
...
Большую опасность проникающая радиация будет представлять для обитаемых космических кораблей. Считается, что на больших высотах поглощением гамма-лучей и нейтронов практически можно пренебречь. Уменьшение доз облучения будет происходить только в соответствии с законом, по которому доза проникающей радиации обратно пропорциональна квадрату расстояния от центра взрыва. В связи с этим указывается, что расстояния, на которых доза радиации для космонавтов смертельна, будут измеряться несколькими сотнями километров.
Для уверенного перехвата неприятельских боевых частей, ракета «Спартан» была оснащена чрезвычайно мощной термоядерной боеголовкой W71. Разработанная лабораторией имени Лоуренса, боеголовка при массе в 1290 кг имела тротиловый эквивалент около пяти мегатонн.
Так как в космическом пространстве (где происходил перехват) ударная волна не могла сформироваться, основным поражающим фактором боеголовки первоначально предполагался мощный поток нейтронов. Предполагалось, что мощный поток нейтронов вызовет цепную реакцию в ядерном материале неприятельской боеголовки, и та разрушится без достижения критической массы (так называемая «шипучка»).
Однако оказалось, что для 5-мегатонной боеголовки W71 намного более действенным поражающим фактором является мощная вспышка мягкого рентгеновского излучения. За пределами атмосферы, поток рентгеновских лучей мог распространяться на огромные дистанции без ослабления. Попадая на корпус неприятельской боеголовки, мощные рентгеновские лучи мгновенно разогревали материал корпуса до испарения, что приводило к абляционному взрыву (взрывоподобному расширению испарённого материала) и полному разрушению боеголовки. Для увеличения выхода рентгеновского излучения, внутренняя оболочка боеголовки была изготовлена из золота.
Согласно расчётам, в идеальной ситуации W71 могла поразить цель на расстоянии в 46 километров от эпицентра. Реалистичным, однако считалось гарантированное уничтожение неприятельской боеголовки в 19 километрах от эпицентра (если же неприятельская боеголовка имела специальную защиту, радиус сокращался до 6,4 км). В любом случае, столь мощная детонация уничтожала значительное количество фольги и ложных целей вокруг, тем самым нейтрализуя средства противодействия и облегчая дальнейший перехват.
Наибольшую известность получил американский эксперимент «Старфиш», в переводе — «Морская звезда». Взрыв мощностью 1400 кт ТНТ был произведен над островом Джонсон в Тихом океане 9 июля 1962 г. на высоте 400 км. Предполагалось, что частицы образованные взрывом, попадут на силовые линии под устойчивым радиационным поясом, где в результате магнитного дрейфа они погибнут в атмосфере. Однако облако заряженных частиц было столь велико, что магнитное поле не удерживало частицы, оно было вытеснено из облака, которое распространилось во внутренний и частично во внешний радиационные пояса.
Находившийся в космосе ИСЗ «Космос-5» зарегистрировал мгновенный всплеск интенсивности гамма-излучения на несколько порядков, существовавший больше минуты. Искусственный пояс существовал много дольше, два десятка месяцев, постепенно разрушаясь.
Проведение высотных ядерных взрывов было запрещено международным договором в 1963 г.