Здравствуйте, уважаемые авиаторы!
На морских форумах время от времени появляются любители экранопланов, доказывающие их высокую эффективность в качестве боевых и коммерческих аппаратов.Но нормального обсуждения не получается из-за неясности ряда вопросов,связанных с аэродинамикой.
Эксплуатация экранопланов в море или на реках имеет столько геморроев, что морякам, понятно, требуются серьезные аргументы. Обычные аргументы экранофилов, например, такие: «Наиболее оптимальным с точки зрения создания эффекта является полет на высоте, соответствующей примерно 0.5 средней аэродинамической хорды крыла. Подьемная сила при этом режиме полета увеличивается примерно в 1.5-2 раза по отношению к полету в свободном потоке. Аэродинамическое качество экраноплана выше, чем у самолета в 2-2.5 раза. Причем, качество может быть на некоторых режимах и еще повышено.»
В описаниях экранопланов приводятся некоторые (обычно - весьма скудные) данные по маршевым режимам полета (т.е. по самым эффективным-экономичным режимам, где и проявляется превосходство экранопланов над самолетами). Например,
- высота полета на экране 1-4 м, маршевая скорость – 450-550 км/ч («Спасатель» - «Лунь»);
- высота полета на экране 2-10 м, маршевая скорость – 350 км/ч («Орленок»).
При этом, в пылу полемики, экранофилы легко «превышают» указанные высоты полета, заявляя, что при наличии препятствий на поверхности (вехи, лодки и т.д.), или при волнении, экраноплан просто будет лететь «повыше», сохраняя при этом все свои преимущества.
Однако, из аэродинамики следует, что влияние экрана при высоте полета 1 и 4 метров (или 2 и 10 метров) для указанных экранопланов должно несколько отличаться (при той же скорости). Следовательно, должны отличаться и аэродинамическое качество аппарата и величины заявляемых «преимуществ над самолетом»?
Поэтому, ряд вопросов специалистам-авиаторам от моряков:
1. Насколько отличаются аэродинамическое качество и связанные с этим экономичность-эффективность экранопланов на высотах полета 1-4-8 м («Спасатель» - «Лунь») или 2-10-15 м («Орленок»)? И, самое главное, на каких высотах полета аэродинамическое качество указанных экранопланов становится хуже качества стандартного современного самолета? А для других проектов экранопланов?
2. Как влияет на аэродинамическое качество скорость полета? Как связаны скорость и высота полета на экране? И что будет с эффективностью-экономичностью, если изменить маршевую скорость?
3. Как влияет состояние поверхности на аэродинамическое качество экраноплана? Не будет ли при волнении моря 3-4 балла (стандартная для моря погода, высота волны 1-2 м) эффективность экраноплана ниже, чем при «гладкой» поверхности? И как будет влиять на аэродинамическое качество аппарата угол между направлением полета экраноплана и направлением волн (крайние значения – вдоль и поперек волны)?