zaitcev> Для Шаттла объяснения постфактум сводятся к тому, что волна от крыльев сливается с носовым конусом, а волна от киля и двигателей - с хвостовым...
Это ежели не учитывать, что "Шаттл" (или же любой другой носитель) стремительно разгоняется, причём по вертикали. То бишь, из плотных слоёв атмосферы в разреженные... А скорость звука в среде столь же стремительно падает - вместе с плотностью. Так что вышеописанное - только для одного какого-то момента времени, для конкретной высоты и скорости полёта. В реальной жизни волновая картина там меняется столь же стремительно, как высота и скорость. В случае приземления всё в обратном порядке. В смежной отрасли, на ракетах для стратегических подводных лодок, делают нос тупой до безобразия - по компоновочным соображениям. Иначе лодку пришлось бы делать вдвое выше. А вопрос со скачком давления решают с помощью так называемой аэродинамической иглы. После вылета из воды из носового обтекателя БРПЛ высовывается длинная штанга с блинчиком на конце. Вот они-то играет роль аэродинамического конуса, как на воздухозаборнике МиГ-21, помогая избежать образования прямого скачка давления, очень невыгодного, подменяя его косым скачком. По сути дела, обманывая аэродинамику. По-моему, на "Шаттле" такое не применяли, очевидно из-за высоких температур, коих никакая штанга не выдержит