небольшой комментарий по поводу К-159- она была на балансе флота. Отрывок из пресс-конференции флотских и минатомовских деятелей, ответственных за утилизацию АПЛ:
Виктор Ахунов - начальник Управления вывода из эксплуатации ядерных объектов Минатома России ,
Николай Юрасов - начальник Управления государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны России вице-адмирал
ВЕДУЩИЙ: Я хотел бы в развитие этого вопроса сейчас обратиться к вице-адмиралу Юрасову. Николай Никитович, атомная подводная лодка служит в рядах ВМФ, потом она заканчивает свой срок службы, встает на прикол, который становится порой многолетним, и потом Минатом должен ее, так сказать, раскассировать, переработать, превратить в крошку металлическую. Об этом, кстати, будет еще у нас сюжет показан. Вы, насколько я знаю, являетесь начальником Управления госнадзора за ядерной и радиационной безопасностью. И у меня к Вам такой вопрос: и наша пресса, и общественность вообще обеспокоены судьбой этих лодок, которые уже вышли из строя, но еще не утилизированы, еще, так сказать, не направлены на «Звездочку». Они где-то стоят, ржавеют. Возникает опасность утечки радиации, они безнадзорные. Несведующие люди могут что-то там стащить радиационное и куда-то увезти. Во-первых, насколько правомерны эти страхи? Это первый вопрос. И второй вопрос, чисто юридический. Кто за подлодку отвечает, когда она встала на прикол в какой-то заброшенной бухточке или когда она буксируется на место переработки, где вы ее сдаете Минатому? С кого спрашивать, когда она начинает гнить, рассыпаться и так далее?
Н. ЮРАСОВ: Ну, во-первых, на тех подводных лодках, которые выведены из эксплуатации и ожидают своей утилизации, обеспечивается весь необходимый комплекс ядерно-радиационной безопасности. На этой подводной лодке производится обрезка кабелей электропитания реактора, проводится обварка ручных приводов компенсирующих решеток. И никто не сможет реактор запустить. Даже если допустить, что туда прорвется террорист, он не в состоянии это сделать. Прочный корпус реактора, трубопроводы первого контура - всё это обеспечивает безопасное состояние теплоносителя, и никакой утечки, как мы говорим, радиоактивных отходов в окружающую среду произойти не может. И я с Вами не согласен, что подводные лодки стоят вроде как бы безнадзорно, они стоят под контролем экипажа. Экипажи на этих подводных лодках могут быть разные в соответствии с нормативными документами, разработанными сейчас у нас в Российской Федерации. Это экипажи Военно-Морского Флота, которые продолжают их содержать и обслуживать, а также экипажи предприятий Россудостроения. Минатом эти подводные лодки не принимает, то есть там находятся экипажи.
ВЕДУЩИЙ: То есть они пока под вашей, так сказать, ответственностью, да?
Н. ЮРАСОВ: Есть под нашей ответственностью, Военно-Морского Флота, где экипажи военные сидят. А есть подводные лодки, экипажи на которых находятся с предприятий Россудостроения, например, «Звездочки».
А надзор за ядерно-радиационной безопасностью всех подводных лодок осуществляет мое Управление как надзорный орган Министерства обороны, независимо от того, кому они принадлежат. Так же, как и надзор за проводимыми на них работами, неважно, кто проводит работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива. То ли это плавмастерская Военно-Морского Флота, то ли это, как сейчас построены, два береговых комплекса по выгрузке отработавшего ядерного топлива на предприятиях «Звездочка» в Северодвинске и «Звезда» в Большом Камне за счет американских средств. Мы за этим делом надзираем. Перед тем как приступить к выгрузке отработавшего ядерного топлива, мои подчиненные, которые непосредственно находятся на этих предприятиях, осуществляют проверку готовности как технических средств, так и подготовку личного состава. Неважно, еще раз говорю, будь это личный состав Военно-Морского Флота или предприятия. И только после того, как мы убедились, что все готово и можно безопасно выгрузить отработавшее ядерное топливо, я даю письменное разрешение на каждую эту операцию и несу персональную ответственность за это. Поэтому на сегодняшний день я с уверенностью Вам хочу доложить, что ядерно-радиационная безопасность этих кораблей обеспечена.
ВЕДУЩИЙ: А вот эта лодка, которая недавно утонула при транспортировке, она утонула с ядерным блоком или как?
Н. ЮРАСОВ: Да, с ядерным топливом.
ВЕДУЩИЙ: Значит, там, на месте не вынули этот ядерный блок.
Н. ЮРАСОВ: Не успели. Вот как раз ее для этого и переводили.
ВЕДУЩИЙ: А кто за это отвечать должен, тоже Вы?
Н. ЮРАСОВ: Я отвечаю за ядерную безопасность, а то, что она утонула, я за это не несу ответственности.
ВЕДУЩИЙ: Понятно.
В. АХУНОВ: Позвольте, я добавлю по этому вопросу, поскольку это касается передачи АПЛ на утилизацию. Дело в том, что в соответствии с упоминавшимся постановлением Правительства, которое передавало функции координатора этих работ Минатому, было поручено разработать порядок передачи атомных подводных лодок на утилизацию.
ВЕДУЩИЙ: Вот это интересно, да.
В. АХУНОВ: Этот порядок был разработан и согласован. Утвержден Министром обороны, Министром по атомной энергии, Министром экономики и Министром имущественных отношений. Этот порядок действует, и в соответствии с ним атомная подводная лодка, выведенная из боевого состава, передается на утилизацию исполнителям работ в соответствии с актом. Подразделение флота сдало заводу, конкретный завод принял по акту. Акт утверждается Комитетами по имуществу регионов. В этот момент производится и передача ответственности за сохранность лодок. У нас, как уже Сергей Викторович говорил, сегодня ожидают утилизации 99 атомных подводных лодок. Из них 72 атомные подводные лодки находятся все еще в ведении и сфере ответственности Министерства обороны, конкретно флотов, подразделений флотов, ждут своей очереди на утилизацию на базах ВМФ. 27 атомных подводных лодок приняты персоналом заводов и находятся на акватории заводов под их ответственностью. Это те, что в ближайшей очереди на утилизацию. Вот такой порядок существует, он уже утвержден, и соответственно в акте приема-передачи АПЛ отражается и состояние атомной подводной лодки, и ее комплектность, и так далее.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Значит, вот когда эта лодка передается, она транспортируется из той бухты, где она стояла сколько-то лет, в «Звездочку», в «Звезду» или еще куда-то?
В. АХУНОВ: Место передачи оговаривается отдельно. Завод может принять лодку либо на месте базирования флота, либо на акватории завода. Это зависит от разных причин. Конкретно вот та лодка, которую Вы упоминали и которая затонула - К-159, она транспортировалась к месту утилизации, и прием ее должны были осуществить на заводе «Нерпа».
ВЕДУЩИЙ: То есть она была еще на совести, на балансе моряков, к сожалению, да?
В. АХУНОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Ну вот, если подводная лодка все-таки добирается до места назначения, не тонет, как это было с К-159, то дальше ее ждет процесс переработки, разборки и полной утилизации, о чем сейчас нам расскажет небольшой видеосюжет
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"