ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ В XXI ВЕКЕ
На вопросы редакции отвечает директор программы КнААПО "Авиация корабельного базирования",лауреат Государственной премии России, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-полковник Владимир Дейнека.
"АП": Владимир Григорьевич, уволившись в запас с должности командующего морской авиацией ВМФ России, Вы возглавили дирекцию программы "Авиация корабельного базирования",созданную в Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО). Какие задачи будет решать эта дирекция?
В.Д.: КнААПО - ведущее авиастроительное предприятие России, где серийно выпускаются самолеты корабельного базирования. Именно здесь построены истребители Су-33, составляющие основу авиационной группировки тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов". Чтобы эти самолеты содержать в исправном состоянии и модернизировать, решением генерального директора КнААПО Виктора Меркулова была создана дирекция программы "Авиация корабельного базирования". Думаю, ни у кого нет сомнений в том, что ремонтировать, модернизировать и даже утилизировать такие самолеты, как Су-33, представляющие собой сложнейший авиационный комплекс, надо там, где они построены.
Кроме решения чисто технических вопросов одной из главных задач дирекции является разработка предложений по стратегии развития Палубной авиации. Создать хороший палубный самолет - это сегодня полдела. Грозным боевым оружием авиационный комплекс станет лишь тогда, когда в его составе будет лучший радиолокационный комплекс, самое современное бортовое оборудование, мощное оружие. Известно, что в России есть несколько фирм, разрабатывающих локаторы, авионику, системы оружия. Задача дирекции - выбрать оптимальный вариант по составу оборудования и вооружения и представить свои предложения генеральному директору предприятия.
Следующий аспект - это двигатель и планер самолета. Многие за рубежом интересуются передним горизонтальным оперением (ПГО) Су-33, которое установлено на палубный самолет для того, чтобы иметь возможность выходить на большие углы атаки. Есть вопросы по управляемому вектору тяги (УВТ). Я лично за двигателями, имеющими УВТ, вижу большое будущее.
Хотел бы заметить, что палубный истребитель хотя и разрабатывался на базе Су-27, но по своей конструкции принципиально от него отличается. Причем, отличие существенное -на 70%. В палубной модификации самолета переделана практически вся хвостовая часть, усилено шасси, установлено ПГО, консоли крыла складывающиеся. Все это накладывает свой отпечаток на его эксплуатацию.
"АП": Как Вы оцениваете нынешнее состояние авиации корабельного базирования?
В.Д.: Самое главное то, что, несмотря на все трудности, мы не остались без палубной авиации. ТАКР "Адмирал Кузнецов" в настоящее время полностю укомплектован истребителями Су-33. Они все исправны и готовы к выполнению поставленных задач.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]