О! Я вижу, что вы намного лучше осведомлены в траекториях, чем я считал. Это очень хорошо. Значит дисскусия имеет смысл и мы её продолжим.
Памятливый45> При движении в центральном поле:
Памятливый45> 1-эллиптической
Памятливый45> 2-параболической
Памятливый45> 3- гиперболической
Памятливый45> 4-и никакой другой.
Памятливый45> При движени системе Земля-Луна я не знаю как назвать орбиты.
С Земли на Луну - еллиптическая. Обратно - тоже, если смотреть с Земли, я если с Луны то параболическая. Да это и не важно. Главное суть понимать - что к Луне не летят по прямой линии (из ваших постов я именно так и заключил).
Памятливый45> Это я говорю к тому, что ниже Уважаемый Дядюшка ВВ будет пропагандировать орбитер.
Памятливый45> Про достоверность алгоритма , заложенного в Орбитер он уже рань ше сказал, что поскольку автор -не русский , то он алгоритму верит.
Ну я орбитер не пропагандирую а просто объясняю, из каких даных я исходил пиша про траектории. Простейшие формулы можно проверить тут:
Error - основы расчёта орбитальных параметров стр.140, несферические грав. источники стр.13.
Тут изменения в версиях:
Астрофизикой не занимаюсь, ибо не моя это специальность. Предпочитаю верить специалистам. Если вы не верите и у вас есть вопросы по функционированию математическо-физической модели - вам сюда:
http://orbit.m6.net/Forum/default.aspx в раздел Space maths & physics forum. Там на вопросы отвечают создатели орбитера.
Памятливый45> А рекомендованная мною модель лишена потребности верить-не верить она наглядна, она открыта и в ней ничего кроме основных законов физики нет.
Памятливый45> Ниже ВЫ поймете почему я рекомендую немного знать законы физики.
Я то фундаментальные законы знаю. А вы?
Д.В.>> Вот например в орбитере когда планируешь траекторию полёта на Луну с земной орбиты - оперируешь в начале только скоростью и моментом старта. И твоя задача в том, чтоб так прирастить скорость корабля - чтоб он вышел на такую еллиптическую орбиту, что пролетит около Луны на данном растоянии - или попадёт в неё. И это
не важно.
Памятливый45> То есть попадёт в заданную область?
Именно.
Д.В.>> Нет никакой разницы - пролетит или попадёт. Конечно в границах - если пролетит в 10 000 км то разница уже есть. Но для малых величин - нет. Почему? Потому, что на таком, как в начале полёта, расстоянии влияние всякой фигни (типа несферичного поля, гравитации других планет) таково, что точка встречи с Луной гуляет туда сюда.
Памятливый45> Уважаемый Дядюшка ВВ!
Памятливый45> Скажите просто несферичность планет , влияние Солнца и прочих планет не принимается в расчёт.
Памятливый45> ИЛИ принимается, но как случайное по величине и направлению воздействие.
Принимается в расчёт. Как - ссылка выше. Кстати не несферичность планет а несферичность грав. поля планет.
Д.В.>> Теперь надо рассказать про то, что значит попасть в Луну. Это означает прилететь с Земли по такой эллиптической орбите, у которой радиус до перицентра (то есть пункт наиболее влизкий к центру масс тела) меньший, чем радиус тела.
Памятливый45> Давайте не будем называть эту орбиту эллиптической.
А как её иначе называть, если она таковой является?
Памятливый45> Она была бы эллиптической -если бы мы приняли массу Луны равной нулю.
Памятливый45> Кстати в указанной мною модели -это просто
Памятливый45> Введите в D6 Ноль и посмотрите как бы летел КА по эллиптической орбите.
Ну вы даёте. В D6 вписывается радиус а не масса. Но это не важно - главное, что при выводе корабля на траекторию полёта к Луне носитель и не догадывается о том, что корабль встретит на пути гравитацию Луны - и выводит его на теоретическую орбиту, которую я нарисовал на рис. 1. Именно так летел бы Аполлон, если бы не Луна. В полёте уже гравитация Луны искривляет траекторию так, что она становится похожа на ту самую "восьмёрку". Кстати - тут необходим точнейщий расчёт по перицентру. При ошибке гравитация Луны может изменить траекторию так (рис. 2) или так (рис. 3). И в том и в другом случае потребуется корректа траектории. И тут главное:
В вашем экселе рисуюется вид орбиты - так, как её увидел бы наблюдатель. Теоретические расчётные орбиты на каждом этапе - еллиптические.
Д.В.>> Но это тоже еллиптическая орбита.
Памятливый45> НУ давайте эту восьмёрку в первоначальном примере эллимтической орбитой не называть.
Объяснено.
Д.В.>> Так вот. Если скажем мы летим на Луну с целью в неё попасть (попадающая траектория) но вдруг передумали и захотели выйти на её орбиту - корректа очень невелика и даже двигатель можно не включать, а работать RCS-ами.
Памятливый45> Вы имеете ввиду не включать основной ЖРД, а придать нужное ускорение двигателями ориентации.
Памятливый45> Да! На начальной стадии полёта это проходит.
И не только. Радиус перицентра легко корректируется RCS-ами и в 6000 км от поверхности Луны.
Д.В.>> Поэтому кстати Аполлон облетал Луну - а вот ступень 4Б (которая летела по той самой орбите что и Аполлон) ударялась в Луну. Вы видите, насколько мало требуется энергии для такого превращения - пустая ступень в десятки тон весом выполнила корректу без проблем.
Памятливый45> Уважаемый дЯДЮШКАв.в!
Памятливый45> Правильно ли я Вас понял, что пустая ступень используя собственные двигатели ориентации совершила коррекцию и была направлена в Луну по попадающей траектории.
Памятливый45> Тут два вопроса:
Памятливый45> 1. имела ли указанная ступень двигатели ориентации, или её ориентировали двигатели ориентации ОК или ЛМ?
Памятливый45> 2. Зачем пустая ступень направлялась в Луну?
А вы этого не знали? Вы не знали, что начиная с Аполлона 13 пустые ступени Сатурн-4Б направлялись по попадающей? Это ужасно! Как можно опровергать Аполлон не зная матчасти? :( Ну да ладно.
Ступень имела что-то вроде RCS - но насколько помню не по всем осям. А ударялась она для того, чтоб вызвать сейсмические коллебания, регистрируемые апаратурой предыдущих Аполлонов.
Д.В.>> Теперь посадка. Посадка является сами понимаете чем - обнижением орбитальной скорости до 0.
Памятливый45> Я не понимаю Ваше определение.
Старый скажет почему :)
Памятливый45> Уважаемый ДядюшкаВ.В.
Памятливый45> Что-то не так.
Памятливый45> Мне казалось что при посадке апогцентр находится на поверхности в точке посадке, а перицентр в центре масс планеты.
Памятливый45> Мы же договорились что скорость будет равна нулю. Я её называю горизонтальной -Вы орбитальной, я бы её назвал тангециальной. Но главное точка посадки - это апоцентр.
Памятливый45> Ну например вы прыгаете через кирпич.
Памятливый45> В это случе Вы летите по эллиптической траектории с апоцентром близким к вашему центру масс а перицент на доли милиметра тходит от центра масс Земли.
Ну это естественно! Я ведь имел в виду другое - показать на что используется энергия двигателя.
Памятливый45> Уважаемый Дядюшка В.В.
Памятливый45> Формально я сВами соглашусь.
Памятливый45> Перед посадкой уже не до влияние Земли, Солнца и Юпитера.
Памятливый45> Садимся с эллипотической траектроии.
Памятливый45> Но особенность в деталях.
Памятливый45> ПОскольку Вы не дружите пока с алгоритмами , я попробую Вам объяснитьна простом примере.
Не дружите с алгоритмами :lol:
Памятливый45> Чем отличается последние 20 метров посадки на паращюте и на реактивном самолёте.
Памятливый45> Для простоты примера рассмотрим самолёт,который в начале посадки (высота 25 метров) выбросил тормозной паращют и отключил двигатели.
Памятливый45> НА обоих действует центральное поле на обоих действует аэродинамическое сопротивление паращюта.
Памятливый45> И оба сядут на землю. Но ПАрашютист сядет с вертикальной скоростью 6метров в секунду без горизонтальной состаляющей, а самолёт с такой же скоростью вертикальной ,но с некоей горизонтальной составляющей.
Памятливый45> Пустячёк, детали.
Памятливый45> Но для того
Памятливый45> , чтобы сесть самолёту понадобятся шасси, аэродром, спечиальное аэронавигационное оборудование, посветка полосы, помощь диспетчера и так далее. Кстати нужен пилот, который умеет садиться.
Памятливый45> А парщютисту нужен только такой паращют, которым самолёт тормозится.
Памятливый45> И запасной паращют для безопасности.
Памятливый45> Так Вот у Лунного модуля в версии НАСА нехватает как раз описанных мною неоднократно деталей которые позволили бы ему сесть с низкой селеноцентрической орбиты и напротив было всё для безопасной посадки с попадающей орбиты.
То есть вы не понимаете как гасилась горизонтальная скорость? Это очень просто объяснить - гасилась горизонтальной составляющей тяги двигателя, которая образуется при его наклоне от вертикали. То есть:
Вначале ЛМ тормозил с двигателем в горизонтальной линии. Постепенно - по мере того, как скорость уменьшалась он всё более и более "выравнивался" - чтоб в свою очередь уравновешивать возрастающую силу тяжести. В конечном итоге он таким оюразом полностью погасил горизонтальную скорость и завис. Дальше уже ясно.
Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной у меня есть некоторые сомнения (c) А.Эйнштейн