[image]

Подводная лодка проекта 20120 "Саров"

опытовая дизель-электрическая подводная лодка
 
1 2 3 4 5 6 7 43
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆

au> Старый, три блока для Кассини стоили 20 лимонов. За 100 блоков можно купить целую дивизию лодок. И повторяю, столько плутония-238 нет в природе.
Ну договорились же - грузим стронций. :)
А почём, кстати, нынче лодки?
   
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆

Старый>> Что значит "спионерят"?
au> Снимут и продадут. Уже было такое не раз на флоте, снимали с кораблей ценные части и продавали.

А почему до сих пор никто боеголовку не продал?
   
+
-
edit
 

au

   
★★☆
Старый> А почём, кстати, нынче лодки?

Вроде от 125 лимонов за шведскую маленькую, и выше.
КПД Кассиниевских генераторов — около 7%. То что здесь предлагается — это нагреватель газа, а генератор крутить будет двигатель Стирлинга. У шведов, кстати, тоже Стирлинг в AIP стоит, только газ греют иначе.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Кстати, любопытно - я посмотрел в книжке про термоэлектрически преобразователи главу про подводные генераторы, и там собственно изотопные практически сплошь на считанные ватты. Об изотопных на десятки-сотни киловатт лишь очень краткое упоминание - дескать, КАЭ выдала задание на разработку мощных генераторов, до 100 кВт, для питания антарктический станций, подводных установок, а также для нужд армии и флота. Ну и еще упоминание о проекте установки на 3 кВт на кобальте-60, с паротурбинным циклом. Срок службы 10 000 часов, удельная стоимость - 18-33 долл/Вт (т). Не знаю, что уж там имелось в виду под (т) - тепловые, что ли? Доллары 60-х.

А вот про подводные реакторы с термоэлектрическим преобразование мощностью 50-100 кВт - цельная глава, довольно подробные описания проектов.
   
EE Татарин #18.09.2007 20:44  @Fakir#18.09.2007 20:25
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Fakir> Кстати, любопытно - я посмотрел в книжке про термоэлектрически преобразователи главу про подводные генераторы, и там собственно изотопные практически сплошь на считанные ватты. Об изотопных на десятки-сотни киловатт лишь очень краткое упоминание - дескать, КАЭ выдала задание на разработку мощных генераторов, до 100 кВт, для питания антарктический станций, подводных установок, а также для нужд армии и флота. Ну и еще упоминание о проекте установки на 3 кВт на кобальте-60, с паротурбинным циклом. Срок службы 10 000 часов, удельная стоимость - 18-33 долл/Вт (т). Не знаю, что уж там имелось в виду под (т) - тепловые, что ли?
Именно.
Интересно, почему кобальт-60? Такой неудобный и дорогой изотоп...
   
EE Татарин #18.09.2007 20:49  @au#18.09.2007 17:30
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Татарин>> И замена топлива - почти такое же грязное дело (за исключением опасности аварии с СЦР, но там проблем с излучением и теплоотводом будет навалом).
au> Не грязное нисколько. Стронций, а за ним и иттрий и цирконий по цепочке, останутся связанными в керамике и никуда из неё не вылетят. Замена ТВЭЛа вообще может производиться на среднем ремонте, потому что полураспад у него 29 лет. Вытащить ящик с ним краном и засунуть в транспортный контейнер можно никого нисколько и ничем не облучив.
Так а чем это от операций с реакторными ТВЭЛами отличается-то в смысле радиации?

Трудности я вижу вот какие: никто не упросит изотоп перестать распадаться. Куда-то нужно непрерывно (подчеркнуто дважды) девать тепло (и в немалом количестве - сотня-другая кВт при десятках кВт(э)). Куда?

Татарин>> Речь не о том "куда девать электричество?", а "куда девать тепло?".
au> Тепло девать в Стирлинг. Туда же и так же, куда и как девает тепло AIP. В обоих случаях Стирлинг даёт электричество, только рабочий газ греется по-разному.
Это в штатном режиме. Пока ТВЭЛ в двигателе, двигатель - в лодке, лодка - в воде. А если стирлинг заклинило? Аварийное расхолаживание. А если оно заклинило? Ядерная авария, причём, в некотором плане - даже интереснее, чем с реактором.
   
EE Татарин #18.09.2007 20:51  @Старый#18.09.2007 18:47
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Старый> Ритэги GHRS-RTG применяемые на Галлилео, Улиссе и Кассини имели массу 134 кг и мощность 290 Вт. Ставим на подводную лодку 100 штук таких и 30-40 кВт постоянной халявной электроэнергии у нас в кармане.
Нельзя так в лоб. Другой изотоп, другие диапазоны температур, другой принцип преобразователя.

Старый> Размещаем их в воде за пределами прочного корпуса под днищем чтоб заодно грели лодку.
Старый> Что не так?
А преобразователь - он поймёт такое с собой обращение?
   
AU#18.09.2007 21:23  @Татарин#18.09.2007 20:49
+
-
edit
 

au

   
★★☆
Татарин> Так а чем это от операций с реакторными ТВЭЛами отличается-то в смысле радиации?

Реакторные десятками лет плавают в бассейне, прежде чем их достать берутся. От них гамма, а от стронция рентген. Разные вещи. Ссылки я дал.

Татарин> Трудности я вижу вот какие: никто не упросит изотоп перестать распадаться. Куда-то нужно непрерывно (подчеркнуто дважды) девать тепло (и в немалом количестве - сотня-другая кВт при десятках кВт(э)). Куда?

Лодка непрерывно в воде, кроме времени ремонта. На ней всегда что-то включено. Питание либо от своего генератора, либо от берега. У этой лодки будет своё, генератор будет работать всегда. Для случая аварийного режима, генератор может охлаждаться забортной водой, сам её и качая.

Татарин> Это в штатном режиме. Пока ТВЭЛ в двигателе, двигатель - в лодке, лодка - в воде. А если стирлинг заклинило? Аварийное расхолаживание. А если оно заклинило? Ядерная авария, причём, в некотором плане - даже интереснее, чем с реактором.

И зачем эти преувеличения? ТВЭЛ не в двигателе, он в "котле", который греет рабочий газ. Переключите газоход на теплообменник с забортной водой, и всё. Топливо керамическое, ничего с ним не сделается. Воды там нет, ничего не взорвётся, ничего не поплавится, если делалось с минимальным умом.
Ещё раз схема: через ТВЭЛ идёт газ, нагревается, идёт в движок, охлаждается, возвращается. Запасной контур: газ идёт в теплообменник, греет мировой океан. Движок (стирлинг) крутит генератор.
   
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆

au> КПД Кассиниевских генераторов — около 7%.

Значит при 20 кВт электрической тепловая будет гдето 200-250 кВт. Немного.

au> То что здесь предлагается — это нагреватель газа, а генератор крутить будет двигатель Стирлинга.

Ну а я то тут при чём? Я то спрашиваю про обычный классический РИТЭГ.
   
+
-
edit
 

au

   
★★☆
au>> КПД Кассиниевских генераторов — около 7%.
Старый> Значит при 20 кВт электрической тепловая будет гдето 200-250 кВт. Немного.

20 кВт — это мало для лодки. 100 минимум на движки, плюс всё прочее отдельно.

au>> То что здесь предлагается — это нагреватель газа, а генератор крутить будет двигатель Стирлинга.
Старый> Ну а я то тут при чём? Я то спрашиваю про обычный классический РИТЭГ.

Даже для космоса делают стирлинг. 7% мало.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
au, в водичке и у термоэлектрики будет больше 7%
   

au

   
★★☆
Fakir> au, в водичке и у термоэлектрики будет больше 7%

Это необоснованное заявление :) Скорее будут обычные 5% с обычных преобразователей, а не 7% с дорогих. Материалы преобразователей ограничивают диапазон температур сверху. И стоимость тоже. Сейчас появились тонкоплёночные, лучше КПД, но для стокиловаттных генераторов оно ещё не готово.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Это обоснованное заявление. Поскольку температура холодильника - существенно ниже, чем у космических. Можно считать грубо - 0 оС
Что увеличит, в частности, разность температур. При этом характеристики можно подтянуть за счёт каскадирования преобразователя (аналогия с многопереходными фотоэлементами), в котором у каждого каскада параметры оптимизированы под соотв. температуру.
   

au

   
★★☆
Это всё теория, хотя и верная. Я говорю о практике.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Блин, 5% КПД с преобразователями на теллуристом свинце (!), температуре горячего спая 288 С (!!!) и холодного 10 С было еще в проектах подводных реакторных генераторов 60-х годов!!!

В другом проекте при горячем спае 285 С, а холодном аж 60 С - КПД 6%, преобразователь на теллуристом свинце с добавками.

В третьем проекте, при повышении температуры теплоносителя до 540 С КПД уже 8%. Преобразователь - теллуристый свинец с добавкой BiTeSb (р-ветвь) и BiSeTe (n-ветвь).

И всё это - 60-е годы.

Ты продолжаешь настаивать? ;)
   

boxer

опытный

ПРОСТИТЕ КОЛЛЕГИ! А ЕСТЬ ЛИ МАЛЬЧИК???
   
EE Татарин #19.09.2007 02:01  @Fakir#19.09.2007 00:17
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Fakir> В третьем проекте, при повышении температуры теплоносителя до 540 С КПД уже 8%. Преобразователь - теллуристый свинец с добавкой BiTeSb (р-ветвь) и BiSeTe (n-ветвь).
Fakir> И всё это - 60-е годы.
Fakir> Ты продолжаешь настаивать? ;)
С тех пор что-то радикально изменилось?
   
EE Татарин #19.09.2007 02:02  @boxer#19.09.2007 00:36
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
boxer> ПРОСТИТЕ КОЛЛЕГИ! А ЕСТЬ ЛИ МАЛЬЧИК???
Сказали - есть. Но он секретный. :)
   

au

   
★★☆
Fakir> Ты продолжаешь настаивать? ;)

Я ж говорю — теория. От практики отличается тем, что КПД зависит от температуры, там есть пик. Пик вовсе не в максимуме рабочей температуры. И т.д. и т.п. — смотри что предлагают сегодня, это и есть практика. Речь же не об эксперименте. Проекты — это прекрасно, но где матчасть? С 60х годов важное новшество одно — тонкоплёночные преобразователи. Пока это вещи для такого дела непригодные, потому что это фактически микросхема. Но купить можно, но мало. А много можно купить только теллуридных. Или SiGe, но за очень много денег, потому что тоже микросхема, хотя и большая. Вот это практика.

Торможу... Чего всё на термоэлектрику съезжаете? Говорю же, есть лодки у шведов с AIP, там стирлинг. У насы есть проект стирлинга с изотопным нагревателем. Стронциевый ТВЭЛ + стирлинг = мощный изотопный AIP за разумные деньги. Вот чего думается, а там КПД в разы больше чем у термоэлектрики, плюс не надо элементы на ТВЭЛ лепить, можно газ гонять прямо через ТВЭЛ в движок по кругу.
   
Это сообщение редактировалось 19.09.2007 в 09:51

Andru

аксакал
★☆
☠☠☠
Дизельная подводная лодка("Варшавянка") разрезается перед дизельным отсеком, удлинняется на 9 метров, и ставится маленький реактор, и турбогенератор постоянного тока.Получаем дизель-атомную подводную лодку.Получаем кучу проблем с эксплуатацией но и получаем другое качество.Мощность реактора не уточняю- кому надо знают.
   
RU MIKLE #19.09.2007 11:06  @Старый#18.09.2007 18:09
+
-
edit
 

MIKLE

старожил

MIKLE>> да я-б не сказал что лодке 10квт хватит... у неё двигатель "подкрадывания" 50-100квт жрёт, электроника ещё скокато....
Старый> Эта мощность для того чтоб сутками тихо лежать на грунте.

раскладку в студию.
   

au

   
★★☆
Во, Kokums AIP на солярке и стирлинге: Kockums - 404
The main feature of the Kockums air independent propulsion (AIP) system is the use of Stirling engines burning pure oxygen and diesel fuel in a pressurized combustion chamber.
The combustion pressure is higher than the surrounding seawater pressure, thereby allowing the exhaust products, dissolved in seawater, to be discharged overboard without using a compressor.


А вот с ТВЭЛом не будет никаких выбросов и неизбежных при этом шумов. Не нужно ни бака с жидким кислородом, ни бака с соляркой, ни бака с азотом...
   
TR Fakir #19.09.2007 12:24  @Татарин#19.09.2007 02:01
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> В третьем проекте, при повышении температуры теплоносителя до 540 С КПД уже 8%. Преобразователь - теллуристый свинец с добавкой BiTeSb (р-ветвь) и BiSeTe (n-ветвь).
Fakir>> И всё это - 60-е годы.
Fakir>> Ты продолжаешь настаивать? ;)
Татарин> С тех пор что-то радикально изменилось?

Дык, термоэлектрические преобразователи вроде как получше стали.
А главный упор - на температуру нагревателя. Я не думаю, что даже и 540 С (при котором уже 8% ) - это что-то запределеньное :)

au> Я ж говорю — теория. От практики отличается тем, что КПД зависит от температуры, там есть пик. Пик вовсе не в максимуме рабочей температуры.

Да ну почему ж?!

>или SiGe, но за очень много денег, потому что тоже микросхема, хотя и большая. Вот это практика.

Мнэ-э, а с чего эт SiGe - "микросхема"?3

au> Торможу... Чего всё на термоэлектрику съезжаете? Говорю же, есть лодки у шведов с AIP, там стирлинг. У насы есть проект стирлинга с изотопным нагревателем. Стронциевый ТВЭЛ + стирлинг = мощный изотопный AIP за разумные деньги. Вот чего думается, а там КПД в разы больше чем у термоэлектрики, плюс не надо элементы на ТВЭЛ лепить, можно газ гонять прямо через ТВЭЛ в движок по кругу.

Про стирлинги не спорю :) Вполне вариант.
Я к тому, что даже и на термоэлектрике можно получить и больше 5%, и больше 7%. Только и всего.
Кстати, мог быть, что тут и электролитические преобразователи на щелочных вариант - 16% как-никак.
   
+
+1
-
edit
 

au

   
★★☆
Для солнечного стирлинга упоминается 30% (не искал даже — с точностью до порядка пойдёт). Вся термоэлектрика выпадает в осадок.
Вот пример модуля на теллуриде висмута: 404 Not Found
Вот его характеристика:
http://www.hi-z.com/20eff.gif [not image]
"Вопросы есть? Вопросов нет."(с) :)
   
+
-
edit
 

Gradient

втянувшийся

2007-12-14 11:29:09
НОВЫЙ КОРАБЛЬ СЕВМАША

14 декабря 2007 года из сборочно-стапельного цеха ФГУП «ПО «Севмаш» выведена дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров».
Опытная подводная лодка является универсальным испытательным стендом, предназначенным для отработки и проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружения и военной техники. Стенд рассчитан на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций.
Технический проект подводной лодки разработан ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» в 1989 году. Строительство было начато в том же году на предприятии «Красное Сормово» (Нижний Новгород), продолжено на ФГУП «ПО «Севмаш». Заводские ходовые и государственные испытания корабля планируется провести в 2008 году. Экипаж Б-90, сформированный приказом командующего Северным флотом, уже прошел подготовку в ученом центре ВМФ.
В торжественной церемонии вывода корабля из цеха приняли участие руководство предприятия, представители проектных организаций, Военно-морского флота. На митинге был отмечен успех трудового коллектива Севмаша, подчеркнута ведущая роль предприятия в строительстве подводных лодок различных классов и назначений.

Пресс-служба ФГУП «ПО «Севмаш»
   
1 2 3 4 5 6 7 43

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru