Karev1> Ваши рассуждения о теоретической возможности автоматической посадки ЛМ и Шаттлов, но ее совершенной ненужности на практике, мне прекрасно известны и нисколько меня не убеждают. Поэтому не надо начинать все по третьему кругу. Я выложил свое сооображение на КМ и не выложил здесь именно из этих соображений, а не из боязни встретить отпор. Есть уже несколько вопросов по которым мы достаточно полно изложили свои точки зрения и не убедили друг друга. Давайте не будем их мусолить, есть масса неразобраных вопосов.
Давайте всё-таки помусолим.
Карев> Действительно, почему "не имеющий автоматизированной системы прилунения аппарат" ? Согласно документации НАСА (сам не проверял, говорю со слов 7-40) ЛМ был оснащен системой автоматической посадки, однако за все 6 посадок ни разу не была использована до конца.
Что совершенно естественно.
Карев> Кстати, эта же история повторяется и с Шаттлами. Утверждается, что Шаттл может совершить автоматическую посадку, но ни разу ее не совершает, даже когда в этом была необходимость. Ни в первом полете, который в таком случае можно было бы провести в беспилотном режиме
Первый пуск можно было бы провести в беспилотном режиме, даже если бы "Шаттл" не мог садиться автоматически. Аргумент "тогда пришлось бы пожертвовать челноком" не прокатывает. Изготовление "Шаттла" стОит, в современных ценах, ок. 1-2 миллиардов. При этом Вы же, Карев, ничуть не смущаясь, требуете, чтобы американцы тогда, перед "Аполлоном-11", совершили ещё один испытательный полёт "Сатурна-5" к Луне для того, чтобы испытать ЛМ в режиме автоматической посадки. Такая экспедиция обходилась в сумму, которая в нынешних деньгах составляет примерно те же 2 млрд. долларов.
Так что если даже Вы уверены, что "Шаттл" не способен к автопосадке, то Вы могли бы определиться: если имеет ли смысл экономить 2 миллиарда долларов и запускать ради этого людей на космической системе, которая вообще никак и никогда не была испытана в реальных условиях на самые критические операции (старт и посадка) - то почему не имеет смысла сэкономить ту же сумму, отправив людей на уже несколько раз испытанной космической системе?
...Но "Шаттл" имел систему автопосадки. И запустили его сразу с людьми не по причине экономии средств на создание нового "челнока".
Карев> ни в первых пусках после катастроф Челленджера и Колумбии.
"Шаттл" до Челленджера взлетал и садился 25 раз, до "Колумбии" - более 110 раз. При том, что он в каждом успешном полёте имел все те пороки, которые приводили его к гибели. Какова вероятность того, что при 114-м запуске те же пороки снова приведут его к гибели (и, следовательно, вероятность того, что они смогут быть обнаружены и исправлены)? Не придётся ли пускать "Шаттл" ещё 114 раз без людей, чтобы тот же порок дал о себе знать?
Карев> Если ЛМ был оснащен системой автоматической посадки, то почему бы не испытать ее в полете до высадки человека на Луну и тем самым уменьшить колосальный риск первой высадки человека?
Потому что система автопосадки практически никак не уменьшает риска. Она годится только для посадки в благоприятных условиях при неспособных к управлению пилотах.
Карев> Хотя бы в полете А-10
В полёте А-10 испытывался не только модуль, но и взаимодействие модуля и людей.
Карев> или специальном полете, тем более "лишняя" РН у них была и до сих пор лежит в музее на газоне.
В то время они не знали, что она лишняя. Лишних "Аполлонов" у них, кстати, не было.
Карев> Что интересно, риск нестыковки ЛМ с КСМ на окололунной орбите, как самый опасный момент программы Аполлон отмечался еще в 1965 в книжке из которой я впервые узнал про программу Аполлон. До сих пор, после стольких лет опыта стыковок, нет нет да и случаются неудачи, а в программе Аполлон прошло подряд 8 поисков, сближений и стыковок ЛМ и КСМ, это, не считая перестыковок без поиска и сближения и - не одной осечки, ни одной более менее серьезной проблемы.
Вы удивитесь, но у американцев вообще не было ни одной по-настоящему неудачной стыковки, такой, чтобы из-за её срыва была сорвана главная задача миссии. ВООБЩЕ НИ ОДНОЙ. Сравните с СССР.
Карев> (Есть, правда, темная история с неудачной "попыткой" стыковки А-7 с второй ступенью С-4Б. Официально сейчас утверждается, что была только имитация, однако, в текстах НАСА есть такие слова, которые трудно истолковать иначе, чем попытку стыковки).
Карев, Вы в своём упрямстве переходите границу правды и лжи. В текстах НАСА нет никаких слов, которые можно истолковать как попытку стыковки, если учитывать общий контекст. Говоря, что "официально сейчас утверждается", Вы фактически если не врёте, то манипулируете. "Официально сейчас утверждается, что Луноходы были на Луне" - каково? Задачи миссии "Аполлона-7" были объявлены ДО миссии, о них было официально объявлено ещё до того, как ракету вывезли на стол. И никогда нигде официально не объявлялось иного.
Карев> К стати, первую автоматическую стыковку НАСА удалось провести только в 2003 г. - на 36 лет позже СССР. Без особой рекламы - не только я, долго не следивший за новостями космонавтики, но и 7-40, не первый год активно участвующий в дискуссиях на космические темы, узнали об этой стыковке, буквально на днях от участника Старый.
А я вообще обладаю довольно скромными познаниями в области космонавтики, по сравнению со Старым.