Реклама Google — средство выживания форумов :)
Краткая историческая справка
К началу 60-х годов 20-го века, когда стало ясно что растущая мощь ПВО вероятного противника выдавливает фронтовую авиацию на низкие высоты, ЦНИИ ВВС СССР составил примерный «портрет» самолета фронтовой авиации. Модное поветрие крыла с изменяемой геометрией (КИГ) и тут пришлось ко двору. Хотя надо отметить, что КИГ в этом случае было оптимальным решением – при большой дальности сверхзвукового самолета оно обеспечивало возможность уверенного полета на низких высотах и базирование на аэродромах с не самой лучшей ВПП.
ОКБ Сухого в инициативном порядке стало разрабатывать модификацию Су-7 с КИГ, в начале 1965-го года и уже летом 1966-го года опытный С-22И был перевезен на территорию ЛИИ в Жуковском, 9-го июля 1967 года был показан на авиационном параде в Домодедово.
С 1968-69 года дальнейшее развитие С-22И – самолет С-32 проходил испытания и одновременно готовился к выпуску на Дальневосточном машиностроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. После испытаний предсерийных машин в 1970 году начался выпуск.
Можно выделить следующие основные модификации семейства Су-17:
Су-17
Тот самый С-32, который явился уже полноценным развитием экспериментального по своей сути С-22И. Серийно выпускался с 1970-го по 1975 год (произведено чуть более 250 шт.), быстро вытеснив Су-7БКЛ из производства. Улучшилось обслуживание агрегатов, доработана система поворота консолей, козырек фонаря стал откидываться вверх (в связи с появлением гаргрота). По сравнению с Су-7БКЛ появилось довольно много радиоэлектронной аппаратуры. На самолете устанавливался ТРД АЛ-7Ф1-250.
Комплекс вооружения при сохранении всей номенклатуры Су-7 (включая две 30-мм пушки в корневой части крыльев, блоки НУР С-5, С-24, различную бомбовую нагрузку) дополнился новой по тем временам управляемой ракетой Х-23М «Гром», аппаратура управления которой «Дельта» была размещена в конусе воздухозаборника. Две ракеты на АПУ-68У подвешивались на ближние подкрыльевые пилоны.
Как и вся фронтовая авиация, Су-17 были способны нести тактические ядерные боеприпасы на подфюзеляжном узле, но только на особом пилоне. Как и полагается ядерному оружию, пускай даже и тактическому даже сам вид его был секретом, в частях проводились учения по подвеске макетов, изучались кодоблокировочные устройства, на учениях применялись имитационные бомбы ИАБ-500, которые при подрыве обеспечивали характерный «гриб», то есть набирались опыта и летчики и наземные войска одновременно (одни учились как бомбить супостата, другие как себя вести, когда этот самый супостат на нас начнет кидать свои «ядреные» бомбы).
Но спецбоеприпасы за всю историю СССР фактически так и не покидали хранилища (именуемые объектами «Гранит»). Вернее покидали, но для замены на более новые и для профилактики «начинки». Мне представляется, что буквально единицы самых-самых посвященных людей видели ЯАБ, подвешенную под самолетом Су-17 фронтовой авиации.
Су-17М (Су-20)
Еще в 1972-м году, когда производство Су-17 только набирало силу, стало очевидно, что двигатель Су-7Б недостаточно мощный для самолета с возросшей массой. Исходя из этого, МинАвиаПром и ЦНИИ ВВС решили поставить на Су-17 новый двигатель АЛ-21Ф (по сути своей являющийся дальнейшим развитием двигателя GE J79, полученного из Вьетнама путем сбора обломков сбитых Фантомов). Опытный самолет С-32М взлетел в конце 1971 года. Нельзя сказать что испытания шли легко, все-таки новый двигатель давал о себе знать, но все проблемы были преодолены.
Из-за меньшего сечения двигателя фюзеляж стал уже, была изменена на более надежную конструкция узла поворота консолей. Новый двигатель и доработанная аэродинамика прибавили самолету 60% дальности полета, что собственно и требовалось доказать. С 1972 года самолет под наименованием Су-17М стал поступать в строй. Отмечу, что он производился 3 года параллельно с Су-17 (принцип «не класть вся яйца в одну корзину» был силен в ВВС СССР). Производство шло до 1976 года.
Арсенал новой модификации дополнился блоками НУР С-8, контейнерами КМГ-У тяжелыми НАР С-25Ф и С-25ОФМ, подвесными пушечными контейнерами СППУ-22-01. Так как «грузоподъемность» возросла, стали применяться многозамковые балочные держатели МБДЗ-У6-68 для одновременного применения нескольких бомб калибром до 250 кг. Вошла в арсенал и управляемая ракета для борьбы с РЛС ЗРК «Hawk» и «Nike Hercules» Х-28. Тяжелая и громоздкая ракета с жидкостным двигателем имела радиус действия от 35 до 50 км. Для ее применения на правый подкрыльевой пилон подвешивался контейнер наведения «Метель-А». На симметричный пилон для компенсации аэродинамического момента, как правило, подвешивался блок НУРС УБ-32А-57.
Аппаратура этого контейнера обнаруживала работающий излучатель РЛС, определяла его координаты, выдавала целеуказание для головки ракеты. При этом в качестве приемной антенны использовалась антенна пассивной головки самонаведения ракеты. Большая по габаритам ракета еле умещалась под фюзеляжем, так как пусковое устройство ПУ-28С было довольно массивным. Киль ракеты при подвесе входил в специальное углубление в днище самолета, а сама ракета подвешивалась под углом порядка 2 градусов влево от оси самолета.
Была разработана и экспортная модификация Су-17М, при этом закрыли глаза на запрет экспорта двигателя АЛ-21Ф. Но зато экспортная модификация могла нести ракеты «воздух-воздух» Р-3С и Р-13. Самолет получил наименование Су-20, и как всегда выполнялся в двух комплектациях:
«А» - для стран Варшавского Договора, почти аналогичный по составу оборудования Су-17М. При этом еще и отличались самолеты, производимые для разных стран - так например у Су-20 для Польской Народной Республики в конусе ВЗ установили радиодальномер, а аппаратура «Дельта НГ» перекочевала в подвесной контейнер. Ракета Х-28, как новинка, понятное дело на экспорт пока не шла.
«Б» - «бета-версия» с упрощенным составом БРЭО, по сути своей аналогичен по комплексу вооружения Су-7БМК.
Су-17М2 (Су-22)
В начале 1970-х семимильными шагами шло развитие «умного» оружия и бортовых комплексов для его применения, так называемых прицельно-навигационных комплексов (ПрНК). Отработанный на МиГ-23 комплекс КН-23 и лазерный дальномер «Фон» были рекомендованы для установки на Су-17. Часть аппаратуры КН-23 разместили в характерной «бороде» самолета, получившего обозначение Су-17М2, а лазерный дальномер поместился в конусе ВЗ. При этом аппаратура «Дельта НГ» уже окончательно оформилась в виде подвесного контейнера. Выпуск начался в 1976-м, и шел до 1980 года.
Основным добавлением в арсенал Су-17М2 по сравнению с ранними модификациями стали управляемые ракеты «воздух-поверхность» с ЛГСН, с самого начала поступления в строй это были Х-25МЛ, а начиная с 1979-го – С-25Л, созданная на базе НАР С-25ОФМ. Две ракеты могли подвешиваться под крыльями, С-25Л в собственном одноразовом пусковом контейнере, Х-25МЛ – на АПУ-68УМ. При этом контейнер подвешивался под фюзеляжем несимметрично справа. В принципе возможно и применение новейших УАБ КАБ-500Л, но в те времена они еще не были распространены с частях. Кстати, по отзывам очевидцев, подвеска двух Х-25МЛ являлась невиданной роскошью и иногда практиковалась подвеска контейнера на ближний подкрыльевой пилон, а одной ракеты на дальний этого же крыла. Что вешалось под второе крыло для меня пока вопрос открытый.
На ближние подкрыльевые пилоны могли подвешиваться ракеты «воздух-воздух» Р-60 на АПУ-62-1. Применение ракет с ЛГСН на Су-17М2 было не самым оптимальным, так как расстояние до цели определялось лазерным дальномером «Фон», а целеуказание осуществлялось контейнером «Прожектор». Несовершенство «Прожектора» позволяло применять ракеты воздух-поверхность с ЛГСН только с пологого пикирования на расстоянии меньшем, чем потенциальный радиус действия ракеты.
Экспортная модификация Су-17М2, названная Су-22 стала еще большей «жертвой» унификации с семейством МиГ-23. Вместо ТРД АЛ-21Ф-3 было решено устанавливать Р-29БС-300, как более отработанный в эксплуатации за рубежом. В связи с этим хвостовая часть самолета имела больший диаметр, чем советские «родственники». На экспортной модификации не предусматривалось применение ракет Х-25МЛ (С-25Л), Х-28 и Р-60, а только старые Х-23М и Р-3С и Р-13 и полный спектр НАР и бомб, кроме, понятное дело, ядерного оружия.
Су-17М3, Су-17УМ, Су-17УМ3 (Су-22М, Су-22УМ)
Всем был хорош Су-17М2 в принципе, но одно не радовало пилотов – для самолета, отнесенного к фронтовой авиации, у него был не слишком хороший обзор из кабины. Большой диаметр носовой части фюзеляжа практически полностью перекрывал вид земли. И было принято решение уменьшить диаметр носовой части, сделав его меньше в диаметре, более коническим и наклоненным вниз. Одновременно с этим стало очевидно, что проводить обучение молодых пилотов на морально устаревшем Су-7У не есть правильно, уж слишком разные самолеты Су-7У и Су-17М2 по характеристикам.
Практически одновременно началась разработка новой модификации, получившей обозначение С-52 и «спарки» С-52У. Причем учебно-тренировочная версия полетела раньше на несколько недель. С 1975 года оба самолета под обозначением Су-17М3 и Су-17УМ стали поступать в строй. Начиная с этих модификация и в дальнейшем самолеты семейства Су-17 стали оснащаться унифицированным катапультным креслом К-36Д.
Одноместный самолет Су-17М3 по обводам гаргрота повторял «спарку», на месте второй кабины разместили блоки РЭО и расширили топливный бак. В 1978 году была доработана аэродинамика: увеличена высота радиопрозрачного обтекателя на конце и появился небольшой подфюзеляжный гребень. По ходу производства довольно часто менялись отдельные компоненты ПрНК и РЭО, так в 1978 году на место ЛД «Фон» встал ЛДЦ «Клен-ПС», уже отработанный на МиГ-27М.
Комплекс вооружения был расширен за счет появления еще двух подфюзеляжных точек подвеса. Вернее количество точек осталось тем же, но расширилось число замков, на которые в разных вариантах можно было ставить различные пилоны. Появившиеся в частях Х-29Л вошли в стандартный состав подвески. Подвешивались они на АКУ-58 на новые точки под фюзеляжем, расположенные выше к крылу. Уже в ходе серийного производства на крыле появился третий пилон, на который перенесли подвеску ракет Р-60, тем самым, высвободив два оставшихся пилона под ударную подвеску. Уже выпущенные самолеты Су-17М3 дорабатывались с подвеской этого третьего пилона, но не абсолютно все.
Сохранилась возможность применения Х-28 с применением того же контейнера «Метель». По не до конца подтвержденным данным, на Су-17М3 начиная с 1978-79 годов пусковое устройство ПУ-28С заменялось на АКУ-58У (аналогично Су-24). Есть фотографии, подтверждающие это, но думается мне что по этому поводу нужно было проводить некоторые доработки, так как высота АКУ-58У почти вдвое ниже ПУ-28С, и куда же тогда девать киль ракеты - еще больше углублять «карман».
Возможно что именно с этим связано выделение самолетов для борьбы с РЛС в отдельную «подмодификацию» Су-17М3П. Примерно на стыке 70-х и 80-х годов стали поступать на вооружение новые ракеты для борьбы с РЛС противника (появлялись новые ЗРК комплексы) Х-27ПС и Х-58. Для выработки целеуказания для этих ракет был разработана аппаратура БА-58 «Вьюга», которая в варианте для Су-17 бала выполнена в виде этакого конформного контейнера «Вьюга-17», подвешивавшегося под фюзеляжем по центру. Часть антенн комплекса наведения стационарно размещалась в носу самолета. До четырех ракет Х-27ПС подвешивались на подкрыльевые пилоны с помощью АПУ-68УМ, а две Х-58 подвешивались под фюзеляжем на специальном угловом пилоне на АКУ-58У. Но только не одновременно все, либо четыре Х-27ПС, либо две Х-58. Х-27ПС довольно быстро были вытеснены ракетами Х-25МП-ПРГС1-ВП и Х-25МП-ПРГС-2ВП, предназначавшихся для борьбы с новыми появлявшимися РЛС разных типов.
Коммерческая версия Су-17М3 получила наименование Су-22М, оснащалась двигателем Р-29БС-300 (больший диаметр хвостовой части) и оснащалась понятное дело упрощенным комплексом РЭО и вооружения (вместо «Клена» устанавливался «Фон», что исключало применение ракет с ЛГСН) – та самая комплектация «Б».
Была разработана и комплектация «А», для более близких друзей и стран ОВД, у этой модификации, получившей обозначение Су-22М3 был практически полностью сохранен ПрНК от Су-17М3 поздних серий, то есть самолет представлял носовую часть советского самолета с пристыкованным хвостом от экспортного. Надо отметить что в Сирию и Ирак (эх, как у нас в СССР все же любили харизматичного Саддама Хусейна) поставлялись Су-22М с комплексом вооружения, включающим ракету Х-28Э (в экспортной модификации, естественно без возможности применения ядерной боевой части). Сирийцы во время очередной войны с Израилем в 1982-м даже хотели было применять эти ракеты, но мудрые израильтяне держали ЗРК «Hawk» на своей территории. А в Чехию и вовсе поставлялись самолеты, способные применять ракеты Х-58Э, так как аппаратура «Вьюга-17» входила в комплект поставки.
Двухместная версия вооружалась только одной, правой пушкой. По приборному составу она практически соответствовала Су-17М2. Производство Су-17УМ продолжалось до 1978 года, когда в состав ПрНК был включен лазерный дальномер «Клен», который позволял и определять расстояние до цели и осуществлять целеуказание ЛГСН. Кроме того, увеличилась высота киля и появился подфюзеляжный гребень. Новая модификация получила наименование Су-17УМ3, до такого же уровня были доработаны все Су-17УМ в ходе плановых ремонтов.
В 1979-м появилась и экспортная модификация Су-17УМ, названная Су-22УМ. Как и раньше двигатель заменили на Р-29БС-300 («толстый» хвост полностью соответствовал Су-22). При этом был вообще убран даже простой лазерный дальномер «Фон» из носового конуса.
В 1983 году был отменен запрет на экспорт двигателя АЛ-21Ф и на экспорт пошли спарки, практически не отличавшиеся от отечественных по внешнему виду. Но отличные по составу РЭО. Такие самолеты получили обозначение Су-22УМ3К.
Советские Су-17УМ3 могли нести полный спектр свободнопадающего вооружения, пушечные контейнеры СППУ-22-01, причем возможно управление поворотом стволов, даже при подвесе задом наперед, ракеты Х-23М, Х-25МР, Х-25МЛ, С-25Л; а вот экспортные версии были лишены ракет Х-25МЛ и С-25Л.