Палубные истребители с началом конфликта использовались в двух режимах — «дежурство в воздухе» и «дежурство на палубе». В первые дни в воздухе одновременно находилось до десяти самолетов. В дальнейшем это количество было уменьшено в 2-3 раза. В значительной степени не оправдал надежд легкий штурмовик АV-8В «Харриер-2». Главным недостатком самолета, помимо небольших радиуса действия и продолжительности нахождения в районе решения боевой задачи, что не позволяло ему осуществлять поиск и нанесение ударов по тактическим целям, явилась его низкая, по сравнению с другими типами штурмовиков, живучесть. В результате эти самолеты понесли наибольшие потери (было сбито шесть из 60 принимавших участие в боевых действиях).В ходе войны было разработано два варианта действий палубной авиации по обеспечению ПВО авианосных ударных групп. В первом варианте (рис.1) самолет ЕА-6В «Проулер» и пара истребителей «Томкэт» барражируют на удалении не более 100 км от авианосца («Хоккай» — в пределах 200 км). Бортовое оборудование самолетов используется в пассивном режиме, приемная радиовахта открыта в УКВ диапазоне. С получением оповещения об обнаружении самолетов противника командный пункт ПВО АУГ дает команду самолету «Проулер» и истребителям на занятие новой позиции в 300—350 км от центра ордера, в которую одновременно направляют вторую пару истребителей, на сформирование передового ВВП и начало действий. Доводятся также исходные данные для последующих действий: вид и направление воздушной угрозы, удаление рубежа перехвата, продолжительность нахождения на позиции барражирования и ожидаемое время посадки. Самолеты первой и второй пар встречаются в точке, расположенной на оси воздушной угрозы в 100 км от центра ордера АУГ на высоте 6000—8000 м. Затем они в едином боевом порядке следуют в назначенную позицию барражирования, по пути пополняя запасы топлива от самолета-заправщика, который взлетает с авианосца из положения дежурства (пятиминутная готовность). С выходом на рубеж наведения на высоте 9000—10000 м группа, сохраняя строй клина, барражирует галсами длиной 70—90 км перпендикулярно направлению воздушной угрозы. Самолет РЭБ с обнаружением излучений радиоэлектронных средств противника информирует об этом истребители и ложится на куре сближения с источником излучения. Одновременно производится доклад об обнаруженных излучениях по форме «частота — пеленг» на самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», который ретранслирует сообщения на командный пункт ПВО АУГ. Далее самолет РЭБ по скорости изменения пеленга и интенсивности излучений РЭС определяет дальность до цели, передавая эту информацию на истребители. Затем он ложится на курс, равный пеленгу на цель, что является сигналом к началу активных действий истребителей и на включение их бортовых РЛС. Палубные истребители должны сначала вести воздушный бой за пределами визуальной видимости цели, применяя управляемые ракеты класса «воздух — воздух» большой и средней дальности стрельбы, а затем переходить к ближнему воздушному бою с использованием УР ближнего действия, а при необходимости и бортовых пушек. При ведении воздушного боя за пределами визуальной видимости истребитель должен в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск ракеты, а затем резкий маневр для уклонения от УР противника. В ближнем воздушном бою с использованием всеракурсных ракет предпочтительно их пуски выполнять со стороны передней полусферы самолета противника. Самолет РЭБ в ходе боя контролирует местоположение истребителей и поддерживает постоянный пассивный контакт с целями. Одновременно он осуществляет поиск работающих РЭС противника для обеспечения последующих атак или выявления возможных контратак истребителей противника. ВВП после выполнения задачи и при отсутствии излучений РЭС противника возвращается на авианосец. При подлете к району маневрирования АУГ разрешается использование истребителями и самолетом РЭБ бортовых РЛС. Однако в условиях жесткого контроля за электромагнитным излучением и в простых метеоусловиях посадка выполняется только с помощью визуальных средств.
Во втором варианте пара истребителей барражирует в пределах 100 км, а самолет ДРЛО и управления — на удалении до 200 км от авианосца. По приказанию командного пункта ПВО АУГ самолет Е-2С «Хоккай» и истребители направляются в район барражирования, расположенный в 500—600 км на пересечении оси воздушной угрозы и рубежа наведения. Одновременно с авианосца взлетают вторая пара истребителей и самолет ДРЛО и управления, которые следуют в свой район барражирования, находящийся в секторе воздушной угрозы в 300—350 км от центра ордера. Они образуют второй воздушный барьер ПВО и являются связующим звеном между передовым ВВП и командным пунктом ПВО АУГ. Действия передового ВВП в составе самолета Е-2С и пары истребителей в основном аналогичны действиям ВВП с самолетом РЭБ. Однако на этапе наведения истребителей на противника самолету ДРЛО и управления разрешается включать РЛС на излучение для кругового поиска, но не более чем на три оборота антенны и с перестройкой частоты на каждом обороте. Такое разрешение дается в том случае, если в течение более 2 мин самолет Е-2С не может выполнять наведение по данным средств радиотехнической разведки. Режим активного поиска дает возможность также обнаруживать и выявлять местонахождение других воздушных целей противника и управлять истребителями при перехвате воздушных целей. В случае потери контакта с целью или обнаружения большого количества самолетов ограничения на использование бортовых ГЭС передового ВВП снимаются, для уничтожения или нейтрализации авиации противника применяются другие ВВП и истребители из положения «дежурство на палубе».
Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности
Это сообщение редактировалось 26.08.2008 в 21:36