[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 11 12 13 14 15 20
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

Fakir> Не из-за этой ли самой меньшей плотности с шероховатостью проблемы лезут?
Да дело скорее не в какой-то одной причине, просто это еще слишком новый материал. В статьях по Стардасту пишут, что фактический унос ТЗП капсулы отличался от предполагаемого на 30-60% (и это несмотря на большую экспериментальную отработку). К счастью отличие было в меньшую сторону, но масштаб цифр показывает, что механизмы разрушения PICA смоделированы неадекватно и видимо у них остаются сомнения по поводу правильности моделирования на Орионе.

ЗЫ кстати вот еще подробная статья про PICA.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Оказывается, вот такая хреновина летала у американцев в рамках подготовки к MOL - вариация не тему "Джемини" с люком в донной части (предшественник ВА ТКС, ага). Причём СА вроде как восстановленный, т.е. это 2-й его полёт (хотя не вполне понятно, как прорезали люк и переделывали для этого донную часть).
   
RU Alexandrc #11.08.2008 09:03
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Про люк откуда известно?
По ссылке музейный экспонат с такими "дырищами" по всему корпусу :F
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Немного о разных новых подходах к ТЗП - в т.ч. для ожидаемого Х-37, и практически закрытого, НЯЗ, Х-43.
К сожалению, очень бегло, с минимум подробностей и практически без цифири.

Помимо новых материалов (некие огнеупорные композиты, что за композиты - непонятно), предлагается и концепция активного охлаждения наиболее теплонапряжённых участков - причём не транспирационная, а с помощью омывания теплоносителем или тепловых труб. К сожалению, дальше подробностей нет - куда, собственно, должно отводиться снимаемое тепло: то ли "размазываться" по всей конструкции, то ли где-то сбрасываться испарением, то ли еще как.


На Х-37 вроде хотят испытать, так скз, "концепцию Ил-2" - в отличие от всех существовавших до сегодняшнего дня СА броня теплозащита должна быть не только балластом, но и частью несущей конструкции - в частности, рулевые поверхности (CVI C/SiC) должны обходиться без специальной ТЗП.
Плюс сама несущая конструкция более термостойкая (пределы нагрева конструкции выше по ср. с 200 С у шаттлов, например), поэтому и требования к ТЗП более мягкие (и/или к траектории спуска).

   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Фактически о крылатом варианте "Клипера":




Оценки теплового режима малоразмерного крылатого возвращаемого аппарата на этапе его проектирования

Ваганов А.В., Дмитриев В.Г., Задонский С.М., Киреев А.Ю., Скуратов А.С., Степанов Э.А.

Центральный Аэрогидродинамический Институт им. проф. Н.Е.Жуковского г.Жуковский, Московская область,

Приводится инженерная методика расчета равновесных температур на поверхности малоразмерного многоразового возвращаемого аппарата, предназначенного для доставки людей и грузов на орбиту. Облик аппарата разрабатывается в ЦАГИ. Методика позволяет построить температурную схему аппарата, включая носок фюзеляжа и переднюю кромку крыла, для которых проводился расчет вдоль всей траектории спуска аппарата с использованием инженерной программы. Она включает в себя аппроксимации ранее проведенных численных расчетов уравнений тонкого вязкого ударного слоя, а также известную формулу Фэя-Ридделла для равновесного течения. Учитывается каталитическая активность поверхности и поправка на разреженность, связанная с тем, что в реальных условиях полета обтекание может выходить за рамки применимости уравнений пограничного слоя. Для наиболее теплонапряженных точек траектории, выявленных с помощью инженерной программы, проведены также численные расчеты двумерного неравновесного обтекания затупленных тел с использованием модели полного вязкого ударного слоя. Для определения температур на нижней и верхней поверхности аппарата использовалась также инженерная программа MARK-IV и аналогия с аппаратом «Буран». Методика позволяет быстро и эффективно оценить аэродинамическое нагревание аппарата, когда на начальном этапе проектирования варьируются его геометрические и траекторные параметры.


Ccылка непосредственно на текст:
2006-11-20-002.pdf
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А вот какую шикарную анашу курили в конце 50-х-начале 60-х в КБ Челомея:

Предлагалось крылатый СА прятать *внутри* капсулы - после торможения капсула-кожуъ с теплозащитой отстреливалась, птичка вылуплялась, и садилась на полосу.

Пых! ЖР

(полный текст статьи см. в номере ПМ по ссылке в: "Defending Space. US Anti-Satellite Warfare and Space Weponry" - оспреевская книжка о военном применении космоса и противоспутниковом оружии )
Прикреплённые файлы:
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Следующая порция плана: ракетоплану на жопу добавляется еще тормозной "зонт".
Сама по себе идея с зонтом, пожалуй, и может иметь определённый смысл, но только не в изображённой/описанной последовательности, конечно.
И авторы ПМ, кросавчеги, отожгли :s098: - "зонт призван отводить тепло из уплотнённого воздуха, обтекающего корабль", я валялся :elefant: Блин, почему под моим столом так пыльно!
Прикреплённые файлы:
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В завершение безобразия:
Прикреплённые файлы:
 
   
MD Serg Ivanov #31.08.2008 14:58
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★★

Ну, советские СА последних серий садившиеся на Венеру ("Венера-9" и далее) в принципе так и были устроены. Внешняя теплозащитная капсула-кожух после основного торможения отстреливалась освобождая научный аппарат. "Вега" так вообще аэростат таким образом на Венеру притащила и запустила.
Т.е. такое решение имеет право на существование, но описание в этой книжке конечно дубовое.
Прикреплённые файлы:
76-4.jpg (скачать) [446x657, 79 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 31.08.2008 в 15:07

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
У "Венер" это не столько капсула, сколько теплозащитный экран. А он почти у всех СА - что межпланетных, что "земных" - отстреливается. Поэтому уже не аналогия челомеевского выкурыша.
Самая бредятина в другом - что КРЫЛАТЫЙ аппарат мало того, что в футляре, так еще и спускается по баллистике, практически по чистой баллистике.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джентльмены, а у кого-нибудь есть КАЧЕСТВЕННЫЕ и внятные фото либо видео, сделанные из корабля, совершенно любого - хоть "Востока", хоть "Джемини", хоть шаттла, хоть чего - во время спуска? Они вообще в природе есть?
По всё, что нашёл (пара роликов с шаттла и съёмка с 4-хдневного полёта Джемини) - невнятно до ужаса, качество ужасающее, что там происходит за иллюминатором - вообще совершенно невзрачно и невнятно, будто туда высморкались.
   
RU ArmoryBlaid #04.09.2008 21:17
+
-
edit
 

ArmoryBlaid

втянувшийся

Fakir
2008-08-31 14:50:12 А вот какую шикарную анашу курили в конце 50-х-начале 60-х в КБ Челомея:

Предлагалось крылатый СА прятать *внутри* капсулы - после торможения капсула-кожуъ с теплозащитой отстреливалась, птичка вылуплялась, и садилась на полосу.

Пых! ЖР
 

В тексте, похоже, ошибка.
Не УР-500, а УР-100 (или -200?)
По виду "соточная" головная часть.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вот такую фиговину американские умельцы грозились испытать:

type_Document_Title_here

Our web page has a new address: "www.wickmanspacecraft.com/sharp.html". You will be directed to the new page in 5 seconds. Please bookmark the new address. // www.space-rockets.com
 


Обещали дюжину бочек арестантов следующие бонусы:









Ну и так, по мелочи еще...

Все эти чудеса - за счёт формы и какой-то передовой керамики теплозащитного покрытия. Подробности или не публиковались, или я пока не нашёл - возможно, речь о чём-то вроде диборидов гафния или циркония. На сайте есть видеоролик испытаний материала при помощи горелки, но это само по себе малоинформативно и не очень убедительно.

Однако уж полночь близится, а Германа всё нет...
Чё-т не везёт всем этим американским новаторским испытательным аппаратам... в лучшем случае все уползают вправо лет на пять, если не закрываются нафик...
   

au

   
★★☆
Fakir> # Уменьшение аэродинамического сопротивления на 90% (не вполне понятно, по ср. с чем

Если амы писали, то наверно с шаттлом, это ж амы :)

Fakir> Все эти чудеса - за счёт формы и какой-то передовой керамики теплозащитного покрытия. Подробности или не публиковались, или я пока не нашёл - возможно, речь о чём-то вроде диборидов гафния или циркония.

Может это? Google
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Все эти чудеса - за счёт формы и какой-то передовой керамики теплозащитного покрытия. Подробности или не публиковались, или я пока не нашёл - возможно, речь о чём-то вроде диборидов гафния или циркония.
au> Может это? Google

Да вот хрен его знает...
   
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Fakir>>> Чё-т не везёт всем этим американским новаторским испытательным аппаратам... в лучшем случае все уползают вправо лет на пять, если не закрываются нафик...



"A new seamless motor was built and ready for static testing when the SHARP flight program was cancelled along with other NASA flight programs in 2001. An effort was made to restore funding for the SHARP program, but it was not to be".
   
Это сообщение редактировалось 08.09.2008 в 13:20

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Немного исскусства по теме (от Соколова & Леонова) :)
Практически до всех можно основательно докопаться :)


Вот, например - откуда такая звездообразная несимметричность?

Тут - мало того, что сам корабль весьма странный, так и, судя по форме скачка, скорость у него уже далеко не космическая (чего тогда светиться, спрашивается), ну а почему на лыжах никаких скачков нет - ваще загадка :)

Возвращение "Востока".
Форма скачка... мда, это скорее шарик в авоське... или стратостат падает? :)

Торможение "Венеры-9". Что за таинственный "предскачок" мы тут наблюдаем - тайна, покрытая мраком :)
Впрочем, возможна слеждующая трактовка - голубенький предскачок это именно скачок и есть, а то жёлтое, что за ним - погранслой, жирный такой :F
Но тогда еще более глубоким мраком окутывается вопрос, как скачку удалось отползти от шарика аж на его диаметр :lol:
Также непонятно, почему след за СА так ощутимо сужается - впрочем, это можно списать на перспективу :)

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЗОНДА»
СА "Зонда" почему-то куда больше похож на аполлоновский, да еще почему-то весь лоб у него на соты разбит - ну точно как у Аполло, тока покрупней раз в 10-20 :)
Скачок опять убежал куда-то вперёд, а след имеет дивную форму :)

"Скоро Земля" или "Когда плавится металл"
Теплоизоляция надежно защищает космонавта от огромной температуры, вызванной трением об атмосферу. Пламя бушует за иллюминатором, по которому, подобно каплям дождя, стекают струйки расплавленного металла. :)

   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А вот пишут, что из композитов уже готовятся делать даже сопла ЖРД, терпят до 2500 градусов (правда, не вполне понятно, как долго):



Проведенные в Центре Келдыша исследования подтвердили, что углекомпозиты и углерод-керамические материалы, широко используемые для изготовления элементов конструкций носителей, газогенераторов и топливных баков, могут применяться также и в соплах современных ракетных двигателей, в том числе и ЖРД.
Из композиционных материалов (КМ) различных классов, прежде всего из углерод-углеродных (УУКМ) и углерод-керамических (УККМ), по современным технологиям изготавливаются прочные тонкостенные оболочки больших размеров. Целый ряд достоинств УУКМ и УККМ делают их весьма перспективными для использования в элементах проточных трактов ЖРД. Американская компания Pratt & Whitney и французская SEP разрабатывают крупногабаритные сопла из УУКМ CarboSEP для двигателя 3-й ступени РН «Дельта-3». В России комплексные работы в этом направлении ведутся по заказам РКА на ведущих предприятиях отрасли – в Центре Келдыша, КБХА, КБХМ, РКК “Энергия”.
Композиционные материалы на основе углерода обладают небольшой удельной массой. Наряду с этим они имеют значительную эрозионную стойкость и высокую прочность (?р и ?сж более 100 МПа), которая с ростом температуры до 2500 К даже возрастает.

В настоящее время разработаны технологии изготовления каркасов УУКМ из углеродных нитей или тканей с последующим их насыщением и созданием углеродной или углерод-карбидной матрицы. Промышленность освоила производство сравнительно недорогих двумерных и объемных (3D) образцов с уникальными физико-механическими свойствами и, в частности, сопел диаметром до 3 м, длиной до 2,6 м и толщиной стенки 1,5…2 мм.
В настоящее время новейшие технологии, нашедшие широкое применение в области ракетных твердотопливных двигателей, активно вторгаются в сферу создания ЖРД. Сравнительно недорогие неохлаждаемые сопла из композиционных материалов жидкостных реактивных двигателей почти в два раза легче металлических охлаждаемых сопел.
 


Причём условия довольно жёсткие: например, давление в камере сгорания 80 атм, температура продуктов сгорания 3560 К, температура огневой стенки 2100 К. Сопло выдержало 7 включений ЖРД без механических повреждений.

Суммарное время наработки на каждом сопле превышало 400 с, причем максимальная скорость эрозии огневой стенки была не выше 10-4 мм/с (УУКМ) и 10-5 мм/с для УККМ. Отличные результаты по эрозионной стойкости продемонстрировали сопла из УККМ сэндвичной структуры.

Безусловно, на поверхность СА влоб эти цифры переносить нельзя, но наводит на размышления... начинают мельтешить мысли о тепловом щите для "клипероподобного" (или иного с заметным аэродинамическим качеством) аппарата - щите хоть и одноразовом, но не абляционном при этом (или же "частично-абляционном"), за счёт этого более легким, а по совокупности - более дешёвом, нежели плиточная ТЗП классического шаттловского типа.
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★☆
Fakir> Безусловно, на поверхность СА влоб эти цифры переносить нельзя, но наводит на размышления...

Вообще нельзя, две причины. Первая — в сопле может быть избыток водорода и потому неокисляющая среда, Углерод от температуры не улетит, а вот сгорит быстро, если есть окислитель. В атмосфере окислителя хватает. Вторая — температура при спуске выше чем в сопле, всё летит. Не знаю почему "не летит" Ultra2000, может очень медленно летит и слой толстый, но его испытывали на аркджете и он показал отличный результат. Если это покрытие на углерод прилипнет, что не факт, тогда можно про цифры вспомнить.
   6.06.0
NO Alexandrc #11.10.2008 09:07
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

А "Буран"? Там правда температура поменьше градусов на 500, но черная, углерод-углеродная, плитка была на сотню раз расчитана.

   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Безусловно, на поверхность СА влоб эти цифры переносить нельзя, но наводит на размышления...
au> Вообще нельзя, две причины. Первая — в сопле может быть избыток водорода и потому неокисляющая среда, Углерод от температуры не улетит, а вот сгорит быстро, если есть окислитель. В атмосфере окислителя хватает.

Плитки шаттла окислитель не убивает, хотя их материал тоже довольно охотно бы окислился :) Специальное антиокислительное покрытие, тоненькая плёночка, и толщина, и масса которой в общей толщине и массе плитки ничтожны - и всё в ажуре.
С точки зрения "сгорания", по крайней мере :)

au> Вторая — температура при спуске выше чем в сопле, всё летит.

Температура ЧЕГО? :)
Сам же понимаешь, тут до болтища тонких моментов.

Плюс ты учти - мы МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ экрану разрушаться. В отличие от плитки.
Фишка в том, чтобы суммарная масса этого одноразового экрана оказалась заметно меньше, чем у абляционного для корабля с той же траекторией спуска - такая задача.
Ну, и чтобы при этом он дешевле оказался.
Вернее, тут параметр оптимизации даже не масса как таковая, а параметр, к-й надо как-то склеивать из массы и цены (с учётом массы).
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★☆
Fakir> Плитки шаттла окислитель не убивает, хотя их материал тоже довольно охотно бы окислился :) Специальное антиокислительное покрытие, тоненькая плёночка, и толщина, и масса которой в общей толщине и массе плитки ничтожны - и всё в ажуре.
Fakir> С точки зрения "сгорания", по крайней мере :)

Ну дык там на носу и кромках крыльев SiC снаружи, вот углерод и не горит под ним.
"To provide oxidation resistance for reuse capability, the outer layers of the RCC are converted to silicon carbide. The silicon-carbide coating protects the carbon-carbon from oxidation."
А Ultra2000 — это композит HfC/SiC, цифры у него лучше. Гляди: ULTRAMET - Ceramic Protective Coatings
После 10 минут под аркджетом не было потери массы и деформаций...

Fakir> Температура ЧЕГО? :)

Того материала, что снаружи соприкасается с плазмой.
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
au> Ну дык там на носу и кромках крыльев SiC снаружи, вот углерод и не горит под ним.

Ап чём и речь :) Кто мешает-то это или аналогичное покрытие и для композитного щита применить?

au> А Ultra2000 — это композит HfC/SiC, цифры у него лучше.

Кто-то против? :) Я ж не настаиваю, боже упаси, на каком-то конкретном композите.

Но!

Вот что еще раз подчеркну: ему вовсе не обязательно ПОЛНОСТЬЮ держать температуру! Да нехай себе и при 2000 разрушается!

Нам чего от него надо-то - чтобы то, что разрушится за время спуска, весило не слишком много и стоило не слишком дорого.

Вполне возможно, что лучшим окажется композит с меньшей предельной температурой, но проявляющий, так скз, абляционные свойства - т.е. в идеале чтобы на максимально напряжённом участке он поработал как абляционная защита, а до и после - как плитка. Примерно так. И на пике - да пусть даже в принципе и в кислороде горит. Нам надо только, чтобы его обгорелая поверхность с оставшейся целой подложкой на оставшейся части спуска держалась.

au> После 10 минут под аркджетом не было потери массы и деформаций...

Ничего не имею против :) Штука интересная и вкусная, похоже - кто спорит-та?

Только всё же аркджет не даёт полностью адекватного испытания. Скорости больно малы - по твоей ссылке говорят об испытаниях всего лишь при скоростях около 150 м/с (500 футов/с).


Fakir>> Температура ЧЕГО? :)
au> Того материала, что снаружи соприкасается с плазмой.

Ну так русским по белому же - пишут, что композит вполне выдерживает 2500 чуть ли не с увеличением при этом прочности и  эрозионной стойкости. Это именно температура поверхности самого материала, а какова температура соприкасающегося газа - не так и важно. Она ВСЕГДА выше :)

Сравни с допустимой температурой для штатной шаттловской плитки :) (и температурой самого потока при этом, если угодно)

И давление даже лишь в сопле ЖРД всё же достаточно ощутимое, вполне сравнимо с давлением за скачком при спуске с орбитальной скоростью.



ЗыСы Вот что меня немного смущает - вроде говорят, что у изделий из композитов трудно добиться гарантированной стабильности параметров... %)
   2.0.0.82.0.0.8

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir>> Безусловно, на поверхность СА влоб эти цифры переносить нельзя, но наводит на размышления...
au> Вообще нельзя, две причины. Первая — в сопле может быть избыток водорода и потому неокисляющая среда, Углерод от температуры не улетит, а вот сгорит быстро, если есть окислитель. ....

Ссылку на келдышевские сопловые насадки из УУКМ я давал еще года три назад. Тогда там действительно указывалось - "для восстановительной среды". На воздухе углеродные композиты работают до 6000С. С тех пор с этим научились отлично бороться - покрытием из керамики, в основном карбидов тантала и вольфрама.
Ну, а то, что УУКМ набирают прочность при повышении Т, было известно даже пьяным ежикам прошлого века :F Правда пик прочности приходиться, согласно моему склерозу, примерно на 15000С но при 2500 прочность еще выше, чем при комнатной. Причем и при охлаждении до кипящего гелия прочность УУКМ снижается менее чем на 10%
И при всем этом еще и коэффициент температурного расширения даже в диапазоне от кипения гелия до пары тыщ градусов там просто мизерный, тысячные доли %

Ник
   2.0.0.172.0.0.17
Это сообщение редактировалось 12.10.2008 в 00:31

au

   
★★☆
Fakir> Вот что еще раз подчеркну: ему вовсе не обязательно ПОЛНОСТЬЮ держать температуру! Да нехай себе и при 2000 разрушается!

Если разрушится защитное покрытие, незащищённый углерод сгорит весь и быстро. Если бы это не было проблемой, не было бы и защитных плиток.
   6.06.0
1 11 12 13 14 15 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru