Валентин, я еще раз даю свою информацию. Прочитайте ее внимательно - там ответы на все ваши вопросы.
По составу нашей группировки. Приведу цитату из своей книжки: «… можно было практически сразу ввести в бой все три полка 151-й Гвардейской истребительной дивизии, но на фоне пяти китайских армий эти части выглядели очень бледно. Поэтому командование советских ВВС принимает весьма необычное решение. Из-под пера заместителя Главнокомандующего ВВС Советской Армии 20 октября 1950 года выходит распоряжение следующего содержания: «Во исполнении директивы Военного Министра СССР № 284120 от 17.10.50 г. Приказываю:
1. К 3 ноября сего года на базе 151-й ГИАД сформировать две истребительные авиационные дивизии на самолетах МиГ-15.
2. Каждую дивизию сформировать в составе двух полков по 30 МиГ-15 в каждом, с частями обеспечения…»
Еще раньше – 10 октября на аэродромах Ляодунского полуострова началось формирование новой 50-й ИАД. Она должна была создаваться на основе Управления 106-й ИАД, входящих в состав дивизии частей обеспечения и 29-го ГИАП, плюс 177-й ИАП, который был взят из состава 303-й ИАД. Формирование свое дивизия должна была полностью закончить к 15 ноября.
Таким образом к середине ноября 1950 года советское командование могло выставить на северокорейский фронт три истребительные дивизии, вооруженные новейшими реактивными истребителями второго поколения МиГ-15. Но события на фронте развивались столь стремительно, что вводить в бой китайские и советские части приходилось сразу же по мере их готовности…
Формально истребительный корпус был создан только 15 ноября на основании шифротелеграммы начальника Генерального Штаба советской Армии за № 5564...».
Сколько конкретно самолетов МиГ-15 было в составе 151 ГИАД в июле 1950 года я не знаю. Думаю, что порядка 120 штук – три полка по 40 истребителей. Дальше уже эти самолеты были разделены между шестью полками (по 30 штук в каждом по штату). В Журнале боевых действий 151 ГИАД первое упоминание о количественном составе приходится на 19 ноября: «Боевой состав 151 ИАД: 56 экипажей, 56 самолетов (34 с подвесными баками), 28 ИАД – 43 экипажа, 50 самолетов (8 с подвесными баками)». Здесь, на сколько я понимаю, речь идет о боеготовых экипажах и самолетах. Через два дня у 151 ГИАД прибавляется еще один экипаж и самолет. В другие дни идет постоянно либо уменьшение, либо увеличение составов обеих дивизий на 1-2 экипажа. 151 ГИАД базировалась в Аньшане и Мукдене, а 28 ИАД в Ляояне.
50 ИАД перебазировалась в Аньшань 20 ноября и заступила на боевое дежурство имея в составе 62 МиГ-15бис (эта цифра дана в документах дивизии), но только 30 ноября летчики 177-го полка провели первый боевой вылет. В том же Журнале боевых действий 151 ГИАД отмечается, что 30 ноября 1950 года 151-я, 28-я и 50-я дивизии имели соответственно 55, 44 и 60 экипажей. Уже 1 декабря на боевом дежурстве остались две дивизии - 151-я и 50-я. 28 ИАД была переведена в тыл для обучения китайских летчиков и больше в боевых действиях участия не принимала. 151 ГИАД осуществляла боевое дежурство до 4 декабря, дальше за весь корпус отвечала 50-я дивизия, причем только одним 29 Гвардейским полком, который перебазировался 3 декабря на новый аэродром Аньдун и со следующего дня взял эстафету в свои руки. 177-й полк оставался во второй линии на аэродроме Аньшань до середины декабря. 15 числа в Аньдун перелетела одна эскадрилья 177 ИАП, а 25 декабря и две остальные.
1951год 64 истребительный авиационный корпус встретил одной дивизией в первом эшелоне на аэродроме Аньдун (50 ИАД), и одной дивизией во втором – на аэродромах Мукден, Аньшань (151 ГИАД).
50-я дивизия вела бои до начала февраля. 23 января выполнили последние боевые вылеты летчики 29 ГИАП, а 177-й полк провел последний бой 3 февраля. В течение 4-5 февраля 177 ИАП осуществлял боевое дежурство на аэродроме Аньдун, а затем вслед за 29 ГИАП перелетел в Аньшань, где 50 ИАД передавала свои МиГ-15бис 151 ГИАД, а затем убыла в СССР. 28 ИАД формально числилась в составе 64-го корпуса до марта, но была в дали от боевых действий.
151 Гвардейская дивизия возобновила боевые действия 8 февраля 1951 года силами одного 28-го Гвардейского полка с аэродрома Аньдун. 2 марта к летчикам 28 ГИАП присоединилась одна эскадрилья 72 ГИАП, а с середины марта за ней последовала и вторая. Последний боевой вылет летчики 151 ГИАД провели 30 марта, еще два дня они осуществляли боевое дежурство на аньдунском аэродроме, после чего перебазировались на вторую линию, уступив место 324 ИАД.
Приведенная мной информация по численному составу советских истребительных частей и соединений, принявших участие в Корейской войне в 1950 году, требует некоторых пояснений. В теории, как мы видим в ноябре наше командование могло поднять в небо порядка 115-105 истребителей, но в реальности этого ни разу не случилось. Наибольшее число самолетовылетов в отдельные дни едва превышало 50 единиц. В декабре численность нашей авиации существенно снизилась.
В чем же причина? Ответ дам архивной цитатой: "В результате большой перегрузки, связанной с напряженной боевой работой, отсутствием выходных дней, отсутствием отдыха у летчиков в течение всей командировки и отсутствием отпусков в течение 12-18 месяцев, у летного состава появилась большая усталость и общее ослабление, на базе чего болеет летный состав. В полку ежедневно находится в среднем от 6 до 10 больных. Таким образом из 29 летчиков, которые имеются в полку, здоровых на каждый день – 20-22 человека. Командир полка находится на КП, кто-либо из летчиков на старте для руководства вылетом и посадкой, в строю летающих остается – 18-20 человек, а если учесть то положение, чтобы не разбивать пары, если болеет ведущий, то его ведомый в боевых вылетах не участвует, получается, что в боевой работе принимает непосредственное участие из АП – 12, 14, 16 и 18 экипажей». Речь здесь идет о 29 ГИАП, но примерно в таком же положении находились и остальные полки 64 ИАК. С рядом доводов я бы поспорил, но это мнение командования, которое и осуществляло руководство боевыми действиями.
Перейдем ко второму составу 64 ИАК. Первой перелетела в Аньшань 12 февраля 1951 года 324 ИАД. Она имела 62 Миг-15. Со 2 апреля кожедубовцы приняли эстафету у 151-й Гвардейской дивизии, начав боевую работу с Аньдуна. В мае дивизии поменялись самолетами. Так 324 ИАД перешла на «бисы». 151 ГИАД оставалась с самолетами МиГ-15 во второй линии в Аньшане до середины сентября 1951 года.
В последних числах марта – первых числах апреля 1951 года перебазировалась по железной дороге во вторую линию корпуса на аэродром Мукдена 303 ИАД. Дивизия судя по всему имела полный комплект из 92 МиГ-15бис. С 8 мая один из ее полков – 18 ГИАП, начал вести боевую работу вместе с кожедубовцами, перелетев в Аньдун. В конце мая - начале июня остальные два полка (17-й и 523-й) перебазировались на новый аэродром Мяогоу и с 17 числа оттуда начали совершать боевые вылеты в Северную Корею. В начале июля перелетел в Мяогоу и 18 ГИАП.
23 июня перелетел в Аньшань 351 ИАП, который там стал готовиться к боевым действиям ночью. С 10 сентября одна эскадрилья на Ла-11 начала боевые действия ночью с аэродрома Аньдун, одна с Аньшаня, а третья готовилась к переучиванию на МиГи. Всего 351-й полк имел 20 «потрепанных жизнью» Ла-11.
324-я дивизия вела боевые действия до середины января 1952 года, после чего убыла в СССР. 303-я дивизия последние боевые вылеты провела 20 февраля, после чего тоже уехала домой. 351-й полк воевал до начала 1953 года.