PPV> Возвращаясь к теме: судьба Т-4 была, по сути, решена П.В. Дементьевым осенью 1967 года, когда ему, по согласованию с Туполевым, удалось пробить выход в свет ПСМ № 1098-378 от 28.11.1967 года, согласно которому была официально задана разработка Ту-22КМ ( в последующем просто Ту-22М).
Т.е. постановление о начале разработки совершенно другого самолета , создаваемого по совершенно другому ТЗ "решила судьбу" совершенно другого самолета ?
ОК. Давайте смотреть.
PPV> Лукавство здесь заключалось в том, что в документе речь шла о модификации Ту-22К, хотя к тому времени было уже совершенно понятно, что ничего общего с исходной машиной у нового самолета не будет.
Вот только это "лукавство" никакого отношения к "заговору против Т-4" не имеет.
Туполев хотел получить добро на разработку СВОЕЙ новой машины для замены СВОЕЙ ЖЕ старой , во время когда средства на это получить было очень сложно.
Именно поэтому новая машина была представлена как "глубокая модернизация уже освоенного Ту-22".
Ту-22 (который опять же - не имеет никакого отношения к Т-4) не удовлетворял военных по многим параметрам , так что его замена более совершенным самолетом ни у кого не вызывала вопросов.
Тема "заговора" не раскрыта. К теме "отжатия серийного завода" вернемся ниже.
PPV> Министр знал, не мог не знать, что пробивая это решение, он "подкладывает мину" под программу работ по Т-4.
Озвучен тезис о намеренном саботаже перспективной разработки со стороны руководителя МАП. - Так ?
Обоснование этого фактами будет ?
PPV> Он вполне сознательно шел на это.
ОК.
Т.е. "одной рукой" помогал , объявляя победителем в конкурсе , санкционируя выделение огромных средств , предоставляя производственную базу для опытной серии и отработки технологий и т.д. а другой рукой "держал фигу в кармане" и заранее осознанно желал нанести Родине ущерб на сумму 1,3 млрд. народных рублей и загубить прекрасный , остро необходимый Вооруженным Силам комплекс вооружения....
Так ?
Заодно отвлекая в пустую одно из лучших авиационных КБ + кучу смежников...
Просто недобитый троцкист и врагЪ народа...
За что ж ему , ироду окаянному , дважды ГСТ давали , да еще Сталинскую премию , не считая другого...
Куды только "Кровавая Гэбня"(тм) смотрела...
PPV>Дело в том, что одним из пунктов этого ПСМ было черным по русски записано, что постройка опытных экземпляров самолета должна осуществляться на Казанском авиазаводе.
Прошу уточнить - о каком ПСМ речь ?
Об упомянутом выше № 1098-378 ?
Если да , то какие вообще вопросы ? А где их еще нужно было строить ?
В Казани производился Ту-22 (а до этого Ту-16) , есть опыт , база , технологическая оснастка для производства близкого по классу (средний бомбардировщик) самолета того же КБ.
Не уж то надо было (будучи последовательным в своих кознях) у Сухого скажем Новосибирск отобрать и назло здравому смыслу там Ту-22М делать ?
PPV>... С учетом того, что КАЗ всегда был вотчиной Туполева
Ви так говорите как будто это что-то плохое.(с)
КАЗ строил Ту-16 , а затем Ту-22.
Более тяжелых (да еще титановых) машин на тот момент серийно не строил.
PPV>надо было понимать, что это только начало, и за опытными самолетами неизбежно последует установочная партия...
Надо просто вспомнить историю - сколько самолетов "злодея-Туполева" не вышли из стадии опытных образцов...
Смотрим предлинный список военных и гражданских самолетов Туполева (айрвары-википедии в помощь) и отмечаем - сколько из них вышли из стадии проектов и опытных образцов и "дотянули" хотя бы до опытной серии...
Быть может факты слегка пошатнут веру во "всесильного замнаркома Туполева продавливающему свое через головы конкурентов"...
А может и нет...
Веть можно сказать "неудачи Туполева - это из-за убогости конструкций , а неудачи Сухого - следствие внешних заговоров"...
PPV> С другой стороны, с учетом известных планов МАП по выпуску в Казани еще и Ил-62, это, по сути, ставило крест на программе выпуска Т-4...
Означает ли это что Ильюшин тоже "злодей-замнарком топчущий конкурентов и ненавидящий персонально Т-4" ?
Почему именно Ту-22М "похоронил надежды на выпуск Т-4" и заставил "обидеться на всех" (с прекращением испытаний своей властью) Сухого ?
Чем Ил-62 хуже в этом плане ?
Он же тоже создан по совсем другому ТЗ , тоже другим КБ ("посмевшим влезть в вотчину Туполева"
) , а "размерность" еще похлеще...
Почему в таком случае Ильюшин - не "злой замнарком - отжиматель заводов и душитель светлых идей" ?
PPV>потому что одновременного выпуска сразу трех разнотипных машин Казань просто не потянула бы...
Именно поэтому расставляются приоритеты в использовании производственных мощностей.
И ждать обещанного от Сухого пришлось столько , что все устали.
Или заводы должны были стоять в ожидании все более неясных перспектив ?
Есть неопровержимые факты :
- Т-4 строился и испытывался совершенно безобразными темпами (см. выше) , и никакие туполевы-деменьтьевы в процесс работы Сухого не вмешивались.
- Т-4 и близко не показал характеристик заложенных в проект , хотя никто
испытаниям не мешал. Было ~ ЧЕТЫРЕ года - летай , испытывай ,
показывай характеристики , "привлекай внимание" делом и результатами.
Свалить все на чьи-то там козни проще чем сделать дело...
"Почему то" когда Су-24 в примерно то же время уделал на конкурсе туполевский аналог - козней не было...
И далее по списку... Козни они походу строго избирательны и нацелены в основном против "прорывных вундервафф"...
Такая же фигня и за океаном... Там тоже местные замнаркомы загубили кучу 3х маховых чудо-аэропланов... XB-70 , XF-103 , XF-108 ....
Не иначе злобный К.Джонсон приложил свою грязную руку в угоду SR-71...
Ой... джонсоновский YF-12 тоже загубили... Значит еще более могущественный анонимус-нарком приложился...
- Смежники реально провалили работы по ключевым системам Т-4 : Х-45 так и не сделали (при том что она ваялась вовсе не только для Т-4) , комплекс БРЭО в железе отсутствовал , с двигателями были реальные проблемы и т.д.
Где результаты работ смежников ? "Потрачены средства/время - накоплен опыт" ? Несомненно. Даже отрицательный опыт - это хорошо.
Но что на выходе ? Может быть что-то из того что проектировалось специально под Т-4 нашло применение в других самолетах ?
Что кроме элементов ЭДСУ которые гораздо позже ушли на будущий Су-27 ?
- Несмотря на все это МАП ждет 2 года (!) спустя последнего полета Т-4 , совместно с военными забрасывает Сухого запросами о ходе испытаний...
В ответ - "молчание и ничего не делание с целью привлечения внимания" (О.Самойлович)...
100 пудово - это все из-за заговора Деменьтьева решившего перед смертью нагадить Сухому и проказничества духа покойного А.Н. Туполева...
PPV>а других "свободных" серийных заводов, способных к освоению машины такой размерности, в СССР просто не было...
Еще раз :
Воронеж - Ту-128 , Ту-144, чуть позже - Ил-86 (ранее - Ту-16)
Куйбышев - Ту-95 , Ту-154
Таганрог - Ту-95 , Ту-142
Ульяновск - Ан-22 , Ил-76
Ташкент - Ан-22 , Ил-76
Кроме Ту-128 все остальные - "размерности" не меньшей чем Т-4.
И не шибко то и заняты. Во всяком случае для столь важного дела могли бы и поднапрячься.
Ту-95 например был уже снят с производства (МС начали производить уже в 1980х)
Чем не нравится Воронеж например ?
Ту-144 - явно провалился в коммерческой эксплуатации и при этом был конструктивно и "идеологически" ближе к Т-4 чем "казанский" Ту-22.
Вообще же "готовой халявной незанятой работами" производственной базы не было (и не могло быть) нигде - в т.ч. и в Казани.
ОК. Пусть НИКАКОЕ из перечисленных предприятий , ну никак не способно строить Т-4 серийно , пусть КАЗ - "единственный избранный"...
Для постройки опытной партии (чтобы "всего лишь" провести нормальные испытания) выделен вполне нормальный ТМЗ...
Почему опытный планер "101" БЕЗ БРЭО И ВООРУЖЕНИЯ собирают ТРИ(!) года ?
Агенты Туполева прокрались в "чужую вотчину" и не давали работать ?
Или таки есть более объективные причины ?
PPV> Так что никакого серийного выпуска для Т-4 не предусматривалось - по определению.
Ну конечно... Планы на пятилетку и приказы МАП на подготовку к производству - это так , фигня для отвода глаз...
PPV> Оправдания для этого можно было выдвигать любые (дороговизну, трудности освоения титанового производства, и т.п.)
Это не "оправдания" , это причины , причем далеко не единственные и неосновные.
Если бы :
- Сухой реально показал бы проектные характеристики хотя бы на опытных машинах.
- Темпы испытаний были более-менее разумными.
- Смежники выполнили задачу по ключевым системам.
- Тактическая целесообразность подобного Т-4 комплекса НЕ была пересмотрена на рубеже 70х годов с активной работой над вполне разумными альтернативами.
То тогда нашелся бы и завод , нашлись бы и огромные деньги и нашлось бы кого "прижать" при необходимости - пусть даже гражданские программы которыми в СССР традиционно жертвовали.
Но перечисленные пункты должны были быть выполнены ВСЕ и полностью.
Не был выполнен НИ ОДИН. Разумеется виноваты
ZOG & ЦРУ Деменьтьев с Туполевым...
Кто ж еще...
PPV> С точки зрения готовности к серии - естественно, что Т-4, как любой принципиально новый самолет, неизбежно должен был пережить период "детских болезней"....
К несчастью (или к счастью ) Т-4 не дожил до периода "детских болезней".
Он остался "в младенчестве". Был ли он вообще "мертворожденным" - вопрос отдельный.
В данном случае мы рассматриваем "теорию заговора замнаркомов".
+ Я кратко упомянул моменты ставящие под сомнение саму тактическую целесообразность данного самолета
в 70х-80х годах.
Возразить по существу есть что ?
Раньше Т-4 не мог появиться ни при каком раскладе и ни при какой помощи наркомов.
PPV> Однако делать выводы о том, что Т-4 "был полное г…" только на том основании, что машина не успела пройти даже этап заводских испытаний, это, по меньшей мере, некорректно.
Совершенно верно. Однако вопрос был в том
выполнил ли Т-4 ТТЗ.
Считать что он их выполнил просто невозможно.
Рассуждать о том что "а было бы еще N лет , то 100% бы выполнил" можно сколько угодно.
Было ЧЕТЫРЕ ГОДА. За которые удосужились выполнить 10 полетов из которых половина - с неубранными шасси.
PPV> Давайте по другому: расскажите мне, каких высот достигли первый опытный Ту-22М0 (М1, М2) после первых 10 полетов по программе его заводских испытаний....
Тут вообще то нелишним было бы вообще вспомнить про темпы испытаний и доводки Ту-22М.
Краткие вехи :
- 1965г. - КБ Туполева в инициативном порядке начинает разрабатывать
концепцию нового самолета которой должен заменить
их же
собственный Ту-22 (уже находящийся на вооружении).
[ напоминаю - проект Т-4 победил на конкурсе еще в 1963м году - Сухой
начал работу]
- 1967г. - получено официальное задание на разработку новой машины.
Объявлены требования - в т.ч. возможность многорежимного
применения и работы с малых высот. Выданы и одобрены
основные ТТХ и конструктивные решения (КИС и проч.)
По требованию заказчика СГИ новой машины должны начаться во
2м квартале 1969г. Т.е. ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА после выдачи задания.
- 1969г - в середине года КАЗ заканчивает сборку первого опытного
Ту-22М0.
Нового БРЭО и двигателей предусмотренных проектом пока нет
(смежники не успевают) - ставят "временные" НК-144-22 и
БРЭО от старого Ту-22К - в первых числах августа 69г
самолет поступает на испытания.
3 недели подготовки и наземных тестов - затем первый полет.
При этом ОКБ прекрасно понимает что с сырыми недовведенными
двигателями НК-144-22 проектных характеристик не достигнуть
, поэтому немедленно , еще до начала летных испытаний
начинает работу над М1 , который опять же рассматривается
как опытная машина в виду неготовности двигателей и опять же
БРЭО.
Делают что можно - улучшают аэродинамику , облегчают планер на 3 тонны , дорабатывают ВЗ , новое крыло с доработанной механизацией , оборонительное вооружение и т.д.
В 1971г начаты испытания , при том что М1 не планируется в качестве боевого самолета.
До конца 1972г "сверхмогучий" КАЗ делает 9 опытных машин. Никакого массового производства неготовой машины нет.
Штатные двигатели НК-22 до сих пор не готовы , с комплектом целевого БРЭО тоже смежники не успевают.
PPV>и мы, на основании этих ваших данных, вместе с вами сделаем вполне обоснованный вывод о том, какая замечательная это была машина.
Серийные М2 и М3 - вполне себе толковые машины.