заинтересовало в нете фото с вопросом около фамилии одного из членов экипажа Пе-2
Экипаж бомбардировщика Пе-2 перед боевым вылетом.
Командир - ст. лейтенант Фролов Яков Никифорович.
Штурман - ст. лейтенант Лежнюк Федор Григорьевич.
Стрелок-радист - мл. сержант Крупедяев(?) Иван Михайлович.
Август 1944 г. Фото Бориса Вдовенко (Из архива В.Маслова).
порывшись обнаружил что неточности две :
фамилия командира экипажа – Оролов, фамилия сьрелка – Круподёров.
Оролов Яков Никифорович
в РККА с 1940 года, награды – два рдена Красного Знамени; Орден Отечественной войны I степени; Орден Отечественной войны II степени; Орден Красной Звезды; Медаль «За боевые заслуги», Звезда Героя Советского Союза.
Родился 25 ноября 1917 года в деревне Нестеровка ныне Карасукского района Новосибирской области. После школы год работал матросом на Иртыше, потом каменщиком в Караганде. Там же поступил в горнопромышленный техникум. После техникума работал слесарем на шахте. Но влекло небо, и он поступил в аэроклуб. В 1940 году был призван в РККА. Осенью 1941 года Яков Орлов был направлен на учебу в Тамбовскую авиационную школу пилотов. Окончив ее с отличием, он остался там же инструктором.
На фронт Яков попал лишь в 1943 году. В запасном полку его обучили полетам на Ил-2 и Пе-2. После обучения его направили в 11-й разведывательный авиационный полк. Здесь с июля 1943 года и началась его фронтовая биография.
В полку прошел кратковременную подготовку, и с августа приступил к боевой работе. Вел разведку войск противника в районе Ржева. Летал много и вскоре стал одним из лучших разведчиков в полку.
29 сентября 1943 года при разведке на железнодорожной станции Орша экипаж Орлова обнаружил 20 железнодорожных составов противника, а на аэродроме Балбасово - 120 самолетов врага. За полеты в августе-ноябре 1943 года Яков Орлов получил первую боевую награду - орден Красного Знамени.
16 декабря 1943 года перед экипажем Орлова была поставлена задача: разведать дорогу Витебск - Лепель - Полоцк - Орша. Метеоусловия были плохими и разведку вели с высоты 200-150, а иногда и 100 метров. При этом самолет был обстрелян зенитной артиллерией, но Орлов вывел его из-под обстрела. Затем разведчик перехватили два "Фокке-Вульф-190". Шесть раз они атаковали самолет Орлова, но благодаря отличной технике пилотирования Якова и слаженной работе экипажа атаки фашистов были отбиты. Горючее было на исходе, но Орлов продолжал полет, пока точно не установил, где и сколько сил сосредоточено противником.
24 января 1944 года при выполнении боевой задачи самолет Орлова атаковали четыре "Фокке-Вульфа-190". Орлов, отбивая атаки врага, решил не возвращаться на аэродром, пока не выполнит задание. Его экипаж в этом полете первым разведал оборонительные рубежи противника на реке Западная Двина и вокруг города Улла.
В период подготовки к Витебской операции перед полком была поставлена задача - вскрыть все оборонительные рубежи противника перед фронтом путем фотографирования переднего края обороны. Выполнение этой задачи было возложено на лучший экипаж - экипаж летчика Орлова.
22 мая он вылетел на разведку обороны немцев в районе Полоцк, Бешенковичи, Витебск. Низкая облачность и сильный зенитный огонь артиллерии противника затрудняли выполнение задания. К тому же во время полета упало давление масла в левом моторе. Надо было прекратить полет и возвратиться на базу. Но Орлов решил полет продолжить. Он сумел произвести фотографирование с высоты 3000 метров и только тогда вернулся. Так были получены ценные сведения о расположении войск противника.
В последующих полетах Орлов вел разведку и сфотографировал такие крупные города и укрепленные районы, как Витебск, Полоцк, Резекне, Двинск, Вильнюс, Шауляй, Каунас, Рига и др. 25 июня экипаж Орлова обнаружил строящиеся оборонительные укрепления противника в городе Борисове и севернее его. Это были очень ценные сведения для нашего командования.
В июне Яков Никифорович получил вторую боевую награду - орден Отечественной войны I степени.
«Чтобы выполнить задание, приходилось придумывать разные способы и хитрости. Особенно было трудно перелетать линию фронта. Обычно мы летали за облаками, а если над лесом, то, чуть не касались за верхушки деревьев. Передовую иногда перелетали так низко, почти над головами немцев, находившихся в окопах, которые при виде нашего самолёта начинали стрелять из пулемётов и автоматов. И вот, чтобы нас не сбили, мы придумали такую хитрость: штурман стрелял из пулемёта в воздух, так как в солдат ему трудно было попасть, а немцы, видя пулемётные очереди, падали на землю и скатывались в окопы, а мы тем временем перелетали передовую и углуб** в немецкий тыл.
Помню, под Полоцком нам надо было сфотографировать аэродром. Низкая облачность мешала выполнить задание. Пошёл на хитрость: вынырнул из облаков и выпустил шасси. Немцы даже не начали стрелять, подумали, что советский разведчик приземляется. А наш экипаж, воспользовавшись заминкой, сфотографировал местность, убрал шасси и скрылся.»
19 июля экипаж Орлова произвел фотосъемку обороны врага на линии станция Полота (20 км севернее Полоцка) - Старая Сель (20 км западнее Витебска). Было заснято 2000 кв. км территории, занятой противником, все оборонительные рубежи, укрепления и группировки войск и техники врага. Полученные Орловым сведения способствовали успешному продвижению наших войск на этом участке фронта.
30 июля того же года экипаж Орлова обнаружил на аэродроме в Ликенах до 20 самолетов гитлеровцев, на аэродроме Двинск Восточный - еще 20 самолетов "Юнкерс-88", и на станции - до 50 железнодорожных составов, в которых насчитывалось до 1100 вагонов и 4 паровоза. Заслуги фронтового авиационного разведчика Якова Никифоровича Орлова были отмечены вторым орденом Красного Знамени. Ведя успешные боевые операции, наши войска освобождали Белоруссию и Литву. Для командования Красной Армии необходимы были сведения о том, какие подкрепления и где получает и ожидает противник. Особо важное значение имели сведения о базах врага на Балтийском море.
«Если заданный объект находился за линией фронта, то мало перелететь линию фронта, нужно еще задачу – сфотографировать местность в тылу врага. Набрав высоту и как бы уходя в сторону от важного пункта, самолёт стал оставлять белую (инверсионную) полосу, которая видна только на большой высоте. Приблизившись к объекту, самолёт резко снизился – полоса исчезла, развернулся на 90 градусов, взял курс на объект и сфотографировал его…»
5 августа Орлов вылетел на разведку в район порта Мемель. Там он обнаружил и сфотографировал новый строящийся оборонительный рубеж в 16 километрах восточнее Мемеля. Рубеж состоял из рвов, траншей, блиндажей и позиций артиллерийских и минометных батарей.
21 августа - новый вылет в тот же район. В порту Мемель Орлов обнаружил 6 транспортов, 15 барж и большой транспорт, подходящий к порту. Транспорт шел под прикрытием сторожевых кораблей. Немцы заметили советского разведчика. Самолет Орлова был обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии, 4 раза его атаковали два "Фокке-Вульфа-190". Отличная техника пилотирования, смелость командира и слаженная работа всего экипажа выручили и на этот раз. Орлов невредимым привел самолет на свой аэродром и доставил ценнейшие сведения командованию.
23 августа под прикрытием 12 истребителей Орлов произвел фотосъемку переднего края обороны немцев в районе города Ауце в Латвии. Пе-2 атаковали 16 истребителей врага. И опять мужество командира, его искусное пилотирование, отличная работа всего экипажа, а также умелое взаимодействие нашего авиаразведчика с истребителями прикрытия дали возможность отбить все атаки фашистов. Более того, в воздушном бою 2 немецких истребителя были сбиты. Задание командования было выполнено.
Якова Орлова назначили командиром звена. С августа по ноябрь звено Орлова произвело 175 боевых вылетов, при этом не было ни одного случая потери ориентировки и срыва заданий. Личный состав звена Орлова за это время получил 31 благодарность командования за отличную работу.
С 3 по 10 сентября экипаж Орлова 8 раз вылетал на фотографирование обороны противника на реке Лиелупе на участке Митава - Бауска.
При подлете к цели Пе-2 был встречен сильным зенитным огнем врага и подвергся атакам четырех немецких истребителей. Но экипаж Орлова сумел отбить атаки "фоккеров", уклониться от немецких зениток и сфотографировать цели. При этом был вскрыт новый оборонительный рубеж фашистов, состоящий из противотанковых рвов, дотов, траншей и позиций для артиллерийских и минометных батарей. Это были очень ценные сведения. Орлов был неутомим и бесстрашен в выполнении боевых задач, и любое, самое сложное задание ему было по плечу. Даже когда в одном из полетов Пе-2 был подбит и загорелся, Орлов сумел выполнить задание.
14 сентября 1944 года выдалось особо трудным. Яков Никифорович так рассказывает о нём:
«– Вылетели мы в 4 часа утра. Прямо при взлёте нас подкараулили два немецких истребителя. На высоте 800-900 метров они атаковали нас, попали в мотор, и самолёт загорелся. Прыгать с парашютом было нельзя, так как у штурмана уже в кабине была обнаружена неисправность парашюта. Не бросишь же боевого друга. Я быстро развернул горящий самолёт и сумел посадить его на своём аэродроме, несмотря на то, что один двигатель не работал и горел. А когда сели, то быстро покинули горящий самолёт и скрылись в кустарнике. И это было сделано вовремя, потому что немецкие истребители низко пронеслись над горящим самолётом и прошили его пулемётными очередями. Машину спасти было невозможно. А через два часа мы на другом самолёте вылетели на выполнение задания. Всё сделали, как положено, возвращались домой с лёгким сердцем, с чувством исполненного долга. И вдруг над своим аэродромом увидели воздушный бой, в котором принимали участие все наши самолёты. Немецких самолётов было также предостаточно. Нам ввязываться в бой было нельзя, потому что у нас были ценные разведданные, которые ждало командование, да к тому же горючее было на исходе. Мы уже начали приземляться, уже выпустили шасси, когда у нас на хвосте появился немецкий истребитель и своей пулемётной очередью пробил шасси. Спускаться нельзя и в воздухе не будешь болтаться. Тогда я принял решение садиться на фюзеляж. Жалко машину, но не было другого выхода. Приземлились удачно. Такой выдался день –– два раза подбили, а экипаж невредим и задание выполнено.»
К ноябрю 1944 года, т. е. к моменту представления его к званию Героя Советского Союза, он совершил 154 (а всего за годы войны 185) боевых вылета на разведку и фотографирование позиций противника. 36 раз самолет Орлова обстреливался интенсивным огнем зенитной артиллерии, 12 раз преследовался истребителями противника. Орлов провел 7 оборонительных воздушных боев. Он 4 раза приводил свой самолет на одном работающем моторе.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом героизм и мужество Я. Н. Орлову Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 февраля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Еще 12 лет после окончания войны Я. Н. Орлов отдал службе в авиации, летал на самых современных боевых машинах, в том числе и реактивных, учил молодежь.
В 1957 году Яков Никифорович уволился в запас, приехал в Тамбов, где когда-то получил путевку в военную авиацию, и стал работать инженером на заводе "Электроприбор".
из архивов МО: