Реклама Google — средство выживания форумов :)
По данным российской таможни, в 2021 году резко увеличился экспорт товаров секретных категорий из России в страны НАТО. Отчасти это технический рост, связанный с ремонтом российских самолетов за рубежом
Официальная таможенная статистика России зафиксировала резкий рост экспорта товаров скрытых категорий (код SSSS, отражающий поставки оружия, самолетов, ядерных материалов и т.д.) в ряд государств блока НАТО. Это следует из открытых данных Федеральной таможенной службы (ФТС)
Рост поставок в Чехию
На появление Чехии в числе основных получателей российской секретной продукции в 2021 году обращали внимание «Ведомости». Значительный рост произошел, несмотря на дипломатический конфликт: в апреле Чехия обвинила Россию в причастности к взрывам на местном складе боеприпасов в 2014 году и выслала из страны 18 российских дипломатов. Скрытый экспорт в Чехию, отражающий сумму по группам 88 (авиатехника, детали к ней) и 93 (оружие, боеприпасы) в неизвестной пропорции, за девять месяцев 2021 года, по открытым данным ФТС, составил $705,9 млн. Но зеркальная статистика Чехии, в которой нет секретных кодов, показывает, что суммарный импорт из России по категориям 88 и 93 за девять месяцев текущего года составил менее $5 млн. Представитель Чешского управления статистики (CZSO) пояснил РБК, что, скорее всего, разночтение связано с тем, как отражается временный вывоз авиатехники из России на ремонт в Чехию. «Со стороны нашей внешнеторговой статистики мы не учитываем летательные аппараты, которые ввозятся к нам для ремонта/техобслуживания, а затем вывозятся обратно. В основном это летательные аппараты из России. С нашей стороны корректно учитывать это в балансе услуг», — заявил представитель CZSO.
По сравнению с аналогичным периодом 2020 года (девять месяцев) SSSS-экспорт в США вырос с $706 млн примерно до $841 млн, в Чехию — с $102 млн до $706 млн, в Германию — с $173 млн до $302 млн, в Нидерланды — с $53 млн до $222 млн. В десятке крупнейших получателей российских секретных товаров за весь 2020 год фигурировали только США (третье место) и Эстония с Турцией (девятое-десятое места).
Основатель Lobaev Arms Владислав Лобаев (@lobaev_vlad) специально для канала Индекс @realindex
Развитие частных инициатив в ОПК
Начнем с того, что в структуре отечественной экономики существует перекос в сторону крупного бизнеса.
В среднем по ЕС доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 57%, в Нидерландах - 63 %, в Италии - около 70%. В США, по разным оценкам этот показатель колеблется от 50 до 70%.
В России же мы видим цифру в промежутке 21-23%.
Если брать отечественный оборонно-промышленный комплекс, то доля малого и среднего бизнеса в нём просто ничтожно мала.
Множество частников, среди которых огромное число талантливых людей - изобретателей, программистов, креативщиков - находится вне системы. Такое положение дел контрпродуктивно для всей отрасли.
Эти внесистемные светлые головы существуют либо в формате одиночек (крайне редко - ИП), либо каких-то творческих коллективов (реже ООО), работая над небольшими гражданскими проектами. И государство их не видит, что называется, - в упор.
В США существует агентство DARPA, которое является неким фильтром и возможностью для подобных коллективов или изобретателей-индивидуалов стать заметными и проявить себя в формате различных конкурсов, проводимых этим агентством в интересах оборонных ведомств.
По результатам проведённых конкурсов различные индивидуальные предприниматели, а также небольшие компании получают реальные контракты и подряды на проведение различных НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в интересах Пентагона.
ВНИМАНИЕ: никому неизвестные маленькие компании или творческие коллективы получают живые деньги и возможность проявить себя в интересах страны.
Таким образом, оборонка имеет возможность получать новую кровь и сравнительно небольшими бюджетами выполнять очень серьёзные задачи, доводя отстающие сегменты своей оборонной промышленности и армии до необходимого уровня, скажем, до уровня 5-го или 6-го поколения. А пассионарные люди получают возможность проявить себя.
В нашей стране существует некий аналог DARPA и называется он ФПИ (Фонд Перспективных Исследований), но вероятность попадания в ОПК, условно, человека или компании с улицы (не будучи с кем-то аффилированным), стремится к нулю.
Вообще надо отметить, что раньше, в одном из управлений Минобороны, существовал отдел (не знаю, существует ли он сейчас), занимавшийся изобретателями, и отношение сотрудников этого отдела к изобретателям стало притчей во языцех в оружейных кругах. Вкратце, отношение это носило в общем сатирический характер, то есть приносимые проекты воспринимались почти всегда и заведомо с юмором и отправлялись в стол или в ведро. На этом была построена вся система взаимодействия с изобретателями и их проектами.
Нельзя не отметить и проблемы патентования изобретений военного характера, в процессе которого вполне реален риск утечки на Запад. Мне известны случаи, когда, в период проведения патентного поиска, странным образом оказывалось, что изобретение, оказывается, только что зарегистрировано в США.
И даже если человек прошёл все эти круги ада, и получил-таки патент, а также неожиданным образом решил почти нерешаемый вопрос с финансированием проекта - его встречают проблемы с лицензированием.
В то время как у наших конкурентов процесс лицензирования максимально упрощён, в России получение лицензии на вооружение и военную технику для стартапов (и не только) зачастую является практически нерешаемой задачей.
Но даже если соискатель получил заветную бумагу, позволяющую ему творить законным образом - необходимо ещё создать условия для того, чтобы плоды его труда беспрепятственно поступали в войска, и желательно быстро. Потому что любые новые вещи, а особенно вооружения в войска, имеет смысл внедрять оперативно. Иными словами, встаёт вопрос упрощенных закупок любых инновационных вещей, вооружений в особенности.
С этой проблемой сталкиваются как новички, так и компании с серьёзной историей на рынке. И без решения этих вопросов - всех вместе и каждого в отдельности, интегрировать и развить сегмент МСБ в ОПК будет просто невозможно.