Памятливый45>> К сожалению коммерческих нагрузок тогда даже не планировалась.
m-dva> И тут сразу же возникает вопрос: "А сколько спутников надо вообще?".
m-dva> Навскидку можно прикинуть по трем наминациям;
m-dva> - связь: 20 шт на ГСО, + 50-70 шт на НОО и пр.
Вот здесь мы и наблюдаем проявление волюнтаризма.
Отдельный человек (m-dva, Семенов, Смирнов, Афанасьев, Брежнев персоналия не важна) почитав специальную прессу, ознакомившись с успешно функционирующими системами космического базирования "на коленке" способен набросать облик космической системы.
В 80-е годы специально подобранные специалисты во взаимодействии с Заказчиком формировали эти списки более полными и обоснованными.
Беда, что это не маркетинговые исследования и не планирование а у специалистов 80-х это было этапом проектирования синтез долгосрочных планов отдельных головных организаций по отдельным проектам, а у m-dva в 2015 году это экспертная оценка по результатам реализации проектов советскими и зарубежными организациями.
Когда, СССР вышел на рынок вывода ПН и астронавтов с амуницией на ДОС и МКС то здесь мы сталкиваемся с необходимостью маркетинговых исследований.
А в этих исследованиях первым фактором является себестоимость вывода ПН на орбиты, грузов с Земли на ДОС и с ДОС на Землю, пассажиров на орбиту и обратно. Этот рынок, судя по доле массы топлива в суммарной массе конструкции ракетаносителей, разгонных блоков и космических кораблей ассоциируется с продажей энергоносителей.
Базовый рынок услуг обслуживания полезных нагрузок.
Про второй рынок, связанный с поддержанием жизнедеятельности исследователей на борту ДОС и космических кораблей (Союз, Шаттл), продажей электроэнергии для исследовательского оборудования, с продажей/арендой транспондеров непосредственного телевизионного вещания (интернет, связь), с продажей метео- климатических и геологических сведений, сигналов ГПС и пр. -не имею квалификации для комментариев о его потребностях в услугах базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок.
Но вернемся к экспертному заключению m-dva по рынку ПН
m-dva> - ДЗЗ: два десятка военных и столько же гражданских + 5 шт на ГСО (СПРН)
Полный волюнтаризм. Каков облик спутника СПРН , "военного" и "гражданского" спутников?
Ответа нету.
В этих условиях, при первом исследовании, чтобы не попасть пальцем (Н-1 например) в небо маркетинговое исследование должно содержать в своей первой части описание функций, предоставляемых космической отраслью для базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок.
Уполномоченная организация на предоставление услуг базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок (МОМ, РАКА, Роскосмос, ООО "Ротенберг и сыновья") в первую очередь должна официально вывесить перечень всех услуг по выведению ПН заказчика, пассажиров и грузов в отечественных космических кораблях, а также по их частичному возврату.
Не прожекты на Ангару, Булаву, Росиянку, а информацию по действующим серийные комплексам.
При этом помимо номенклатуры услуг должна быть раскрыта информация о количестве пусков по каждой номенклатуре российских заказчиков.
Ситуация в том, что переменные затраты (аренда Байконура, социалка, налог на землю под заводами, общезаводские и общецеховые расходы, возврат кредитов ) должны полностью лежать на российских заказчиках, подчиненных правительству.
А иностранный или частный (не подчиненный Правительству) заказчик должен оплатить только постоянные расходы, приведенные к его полезной нагрузке (оплата ракеты, топлива, складских работ по доставке ПН и установке, затрат на зарплату персонала радиотехнических частей в день запуска ПН). Плюс страховку , плюс установленный Правительством РФ уровень прибыльности космической отрасли при оказании услуг базового рынка обслуживания полезных нагрузок от операционной деятельности (американцы могут же сланцевый газ добывать на тех же условиях).
На таких условиях к уполномоченной организации потянутся заказчики. С годами сформируется ведомость периодических контрактов на выведение ПН.
И только когда такая ведомость на рыночной основе будет выработана с годами, только тогда можно предложить общественности проект нового носителя, расширяющего массу или размеры ПН.
И вот оперируя новой номенклатурой с использованием сведений о ранее заключенных , исполненных и неисполненных контрактах можно оценить ТЭО коммерческого использования номенклатуры российских РН с учетом нового (например "Сверхтяжелого") носителя.
m-dva> ...даже на фоне древнего Зенита выглядит как-то странно, а на фоне Фалкона так и вообще верхом маразма....
А вот здесь то m-dva коснулся номенклатуры услуг обслуживания полезных нагрузок, пригодной для коммерческого применения.
Сообщу без обоснования. Ещё Ходорковский отвечая на вопрос импортозамещения как само собой разумеющееся сообщал, что покупать можно всё заграничное при условии, что на рынке имеются три не аффилированных друг другу поставщиков оборудования, материалов или услуг.
В противном случае необходимо заказывать на российских государственных компаниях.
Поэтому идя на рынок, необходимо выработать такую номенклатуру масс и габаритов полезных нагрузок, которая соответствует действующей на рынке номенклатуре у американцев, европейцев и китайцев.
В этом случае собственник ПН не имеет странового риска. Не запустит Россия турецкий спутник связи (Кстати запустит или нет?) - запустят европейцы, китайцы или американцы.
Ну что толку что на низкую орбиту Протон выводит больше любой другой ракеты. Под такую орбиту вряд ли кто будет создавать супер спутник.
m-dva> PS. чёта сдается, шо под шумок о грандиозном супертяже проталкивают замену Ангаре.
PPS. Наоборот разговоры об Ангаре, как мне кажется, нужны для ликвидации РН "Протон"