Российская группа компаний "Волга-Днепр" и ее дочерняя авиакомпания "ЭйрБриджКарго" (AirBridgeCargo Airlines) близки к подписанию твердого контракта на покупку…
// bmpd.livejournal.com
Российская группа компаний "Волга-Днепр" и ее дочерняя авиакомпания "ЭйрБриджКарго" (AirBridgeCargo Airlines) близки к подписанию твердого контракта на покупку американских грузовых самолетов Boeing 747-8F. Эта масштабная сделка вызывает множество вопросов.
в июне прошлого года на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция) ГК "Волга-Днепр" подписала с американской корпорацией Boeing меморандум о взаимопонимании о приобретении 20 грузовых самолетов Boeing 747-8F новой постройки. Две машины в рамках этих договоренностей российский авиаперевозчик уже получил в ноябре прошлого года. В марте 2016 года Boeing получил твердый заказ еще на два самолета. В конце июня нынешнего года американское агентство Bloomberg объявило о том, что AirBridgeCargo Airlines, «Волга-Днепр», и американский аэрокосмический концерн Boeing близки к заключению твердого контракта на поставку, по меньшей мере, десяти новых грузовых самолетов Boeing 747-8 Freighter.
По данным агентства, контракт будет подписан в ходе международного аэрокосмического салона в британском Фарнборо, который стартует 11 июля 2016 года (самолеты Ан-124-100 и Boeing 747-8F группы «Волга-Днепр» будут представлены в рамках наземной экспозиции выставки). Каталожная стоимость десятка закупаемых ГК «Волга-Днепр» самолетов Boeing близка к отметке в 4 млрд долл. Bloomberg подчеркивает, что заказ от российской авиакомпании позволит сохранить Boeing 747-8F в производстве в течение ближайших нескольких лет - в условиях жесткой конкуренции со стороны более экономичных двухдвигательных машин четырехдвигательные «джамбо» испытывают большие проблемы с поиском новых покупателей.
Обращает внимание крайне рискованный характер сделки для российского участника. Отметим странности этой сделки и возникающие в ее связи вопросы.
1) Почему вообще производство американского самолета спасает российская авиакомпания, а не, скажем, американская или хотя бы ближневосточная или восточноазиатская? Может, новые 747 считаются ими малоперспективным вложением средств?
2) Почему "Волга-Днепр" идет на столь масштабные закупки авиатехники именно сейчас?
Если AirBridgeCargo закупит все 20 новых Boeing 747 согласно меморандуму о намерениях, это будет означать
удвоение парка этих машин российской авиакомпании и трехкратное увеличение ее парка самолетов модификации 747-8F. При этом
никакого скачкообразного роста на рынке грузовых авиаперевозок не ожидается. Рынок близок к стагнации, а небольшой рост грузооборота поглощается грузовыми отсеками пассажирских широкофюзеляжных самолетов. Современные пассажирские двухдвигательные Boeing 777 или Airbus A350 даже при полной загрузке пассажирских кресел берут на борт 25-30 тонн груза. Логистические компании фрахтуют эти мощности, из-за чего специализированные грузовые самолеты (и эксплуатирующие их нишевые авиакомпании) теряют рынок.
Сама ГК "Волга-Днепр" помимо того, что вынуждена вести тяжелую конкурентную борьбу на рынке регулярных перевозок, испытывает проблемы на рынке перевозок крупногабаритных грузов – своей традиционной вотчине. В этих условиях выбранный ее менеджментом тайминг экспансии и массовых закупок новой авиатехники непонятен.
3) Как будет финансироваться сделка? Четыре (или 3,5 с учетом скидок) млрд долл каталожной цены приобретаемого десятка 747-8F –
это оборот группы компаний "Волга-Днепр" за несколько лет или ее прибыль за десятилетия работы. Понятно, что речь идет о лизинге и долгосрочном
займе под залог новых и уже имеющихся у авиакомпаний самолетов, включая как американские Boeing 747 дочерней AirBridgeCargo, так и Ан-124-100 самой «Волга-Днепр».
4) Правильно ли тогда понимать, что
в случае возникновения финансовых трудностей у ГК "Волга-Днепр" и банкротства группы весь ее парк «Русланов» (и половина всего российского парка этих машин) отойдет американским кредиторам?
5) Не несет ли в этих условиях сделка
угрозы национальной безопасности России? Ведь Ан-124-100 «Волги-Днепр» вместе с «Русланами» Министерства обороны России - это инструмент обеспечения стратегической и оперативной мобильности Вооруженных сил России.
В общем, сделка крайне рискованная и рациональные доводы в ее пользу на первый взгляд не просматриваются.
Поэтому позволим себе гипотезу.
Новые Boeing 747-8F, о которых идет речь в статье Bloomberg, не будут первыми машинами этого типа, приобретаемыми «Волгой-Днепр». Впервые пять новых самолетов Boeing-747-8F российская группа закупила для своей дочерней AirBridgeCargo в марте 2007 года.
Вспомним обстоятельства той сделки. В 2005 году комиссия во главе с бывшим председателем Федеральной резервной системы США Полом Волкером провела расследование злоупотреблений в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», крупнейшего в истории финансового проекта ООН (программа позволяла Ираку продавать нефть на мировом рынке в обмен на продовольствие и медикаменты, всего было продано нефти на сумму около 65 млрд долл). Комиссия обнаружила свидетельства того, что российский гражданин Александр Яковлев, отвечавший за снабжение в Секретариате ООН, брал взятки от компаний, которые позже получали ооновские контракты. В том же году в федеральном окружном суде в Нью-Йорке Яковлев признал себя виновным в получении взяток и отмывании денег и был арестован. Яковлев дал показания против Владимира Кузнецова, председателя консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи ООН.
В марте 2007 года нью-йоркский суд присяжных признал Кузнецова виновным в сговоре с целью отмывания денег. Согласно материалам американского телеканала FOX News, Яковлев оказывал консультационные услуги компании «Волга-Днепр», которые позволяли последней выигрывать ооновские тендеры. Часть из полученных средств, по данным следствия, Яковлев отмывал с помощью принадлежащих Кузнецову банковских счетов в офшорах. В результате Организация Объединенных Наций приостановила отношения с авиакомпанией «Волга-Днепр», а Яковлеву и Кузнецову грозили десятки лет тюремного заключения. По некоторым данным, существовала вероятность выдачи ордера на арест самого Алексея Исайкина, президента группы "Волга-Днепр".
И тут последовала закупка тех самых пяти первых Boeing-747-8F для AirBridgeCargo. После этого напор американской системы правосудия на указанных граждан России резко спал. Владимир Кузнецов был экстрадирован в Россию и вскоре освобожден. Яковлев в 2010 году был приговорен к нескольким часам (да, часам) лишения свободы и двухлетнему гласному надзору, согласившись при этом отдать США 900 тысяч долл со своих счетов в лихтенштейнском банке.
Что касается «Волги-Днепр», то вскоре компания вернулась к выполнению ооновских заказов, более того, совместное предприятие группы с украинским ГП «Антонов» Ruslan SALIS GmbH получило пролонгацию НАТО-вского контракта на выполнение стратегических перевозок в интересах Североатлантического альянса. В общем, выглядит так, словно приобретением пяти 747-8F «Волга-Днепр» тогда смогла откупиться от американцев.
http://ic.pics.livejournal.com/bmpd/.../3332824/3332824_original.jpg
Проходит несколько лет. Американо-российские отношения резко ухудшаются в силу украинского и затянувшегося сирийского кризиса. Кроме того, США вывели войска из Ирака и свернули военное присутствие в Афганистане, в результате сократился объем перевозок техники и, соответственно объем заказов для «Волги-Днепр» с ее «Русланами». Далее – наше предположение.
В этих условиях российская компания американцам уже не нужна и они ставят условие - либо вы покупаете у нас большую партию Boeing-747-8F в кредит на соответствующих условиях, спасая производство этой машины, либо мы прикрываем вас санкциями. На основании, скажем того, что «Волга-Днепр» регулярно возит грузы «Рособоронэкспорта», санкции против которого недавно в очередной раз продлили США. В любом случае, выкинуть российскую компанию со своего собственного рынка авиаперевозок американцам не составит труда, а это фатально для дочерней AirBridgeCargo, формального получателя этих Boeing-747-8F, поскольку на североамериканский рынок приходится до трети ее оборота.
Впрочем, возможно инициатива по покупке «Боингов» действительно исходила от менеджмента российской компании: люди почуяли, к чему все идет, и предложили американцам сделку, как в прошлый раз, только помасштабнее. Расчет на то, что вводить санкции против авиакомпании, спасшей производство американского самолета, США не будут. В любом случае риски для американской стороны невелики. «Боинги» в случае чего останутся им, плюс американцы получают возможность провесить на большом и длинном кредите компанию, от которой зависит стратегическая мобильность вооруженных сил вероятного противника. Согласитесь, если наше предположение верно, то многие вопросы об экономической целесообразности сделки на закупку большой партии 747-8 отпадают. Однако все риски этой покупки для российского участника остаются. И риск лишиться лучшей части парка «Русланов» для России тоже.
Теперь вопрос «что делать?»
Ну, во-первых, в очередной раз поучиться у сверхдержавы отстаивать свои национальные интересы и интересы своей промышленности любыми средствами.
Во-вторых, порекомендовать нашему Министерству обороны и руководству «Волги-Днепр» поискать варианты компромисса в вопросе о выкупе Ан-124-100 военным ведомством. Мы знаем, что необходимость в этих машинах военные осознают. Ведь ввиду отмены планов возобновления производства «Русланов» ждать новый тяжелый военно-транспортный самолет нашим ВКС придется еще долго.
Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» ВКС России только что доставил ЗРС С-400 авиабазу Хмеймим в Сирии © saidpvo.livejournal.com