m-dva> Европейцы они разные, одни не жалуются, а другие почему-то выбирают "Пингвина".
Пингвин - это что?
m-dva> Даже такие жлобы, как итальянцы выбирают Пингвина,- чем Еврофайтер не угодил?
Угодил им Еврофайтер. Заказали 96 штук. На 2016ый имеют уже 86. Активно используют, списывать не собираются
m-dva> Злые языки говорят, что "утка" превосходит только (исключительно!) на сверхзвуковых скоростях,- потому то её так часто применяют в ракетах.
Не злые, а тупые. И то, что ты этот бред всерьез воспринимаешь, говорит о твоем уровне не лучшим образом
Вот явно типичный сверхзвуковой самолет
Еще один
Утка отлично работает как на до-, так и на сверх- звуковых скоростях.
Преимущества схемы:
1. Горизонтальное оперение никогда не затеняется крылом, что сильно увеличивает его эффективность
2. Подъемная сила меняется в том же направлении, что и тангаж. То есть при взятии ручки на себя самолет не только подымает нос, но и получает добавку подъемной силы. Это не только улучшает маневренные характеристики, но и неплохо улучшает ВПХ
3. Рычаг ГО у схем "утка" получается наибольшим, что опять же увеличивает эффективность ГО и уменьшает его потребную площадь
4. ПГО может оптимизировать обтекание крыла на разных углах атаки. На Рафале и Су-30 этим активно пользуются.
5. Смещение аэродинамического фокуса при переходе на сверхзвук на утке меньше. Поэтому и проблема перебалансировки самолета при переходе не сверхзвук там менее заметна.
Как видите, из вышеназванных преимуществ только одно относится к сверхзвуку. Остальное работает на всех скоростях, а то и вообще на взлете-посадке.
Основной недостаток у "утки" является продолжением ее достоинств.
Утка не обладает статической устойчивостью. Мало того - она существенно неустойчива. То есть если на обычном самолете отклонить горизонтальный руль на фиксированный угол, то самолет сначала начнет менять угол атаки потом, по мере нарастания изменения УА, эффективность рулевого воздействия начнет падать и на каком-то угле атаки самолет сам собой зафиксируется. Это статическая устойчивость. Если же то же самое сделать на "утке", то после перекладки руля на фиксированный угол скорость изменения угла атаки будет не падать, а нарастать, пока самолет не сломает перегрузками. На Еврофайтере такое случилось как-то.
То есть на утке нужно либо применять какие-то аэродинамические ухищрения, чтоб придать ей статическую устойчивость, либо управлять машиной через ЭДСУ, которая сама будет за всем следить, ну или пилот будет ощущать себя балансирующим на кончике иглы. Именно поэтому "утку" и использовали прежде всего в ракетах, где управление и так электронное и где требования к надежности не столь высоки, нежели требования к маневренности.
Если в сухом остатке, то "утка" более маневрена, чем обычная схема, но требует более продвинутой ЭДСУ и более опасна, если что-то откажет