Если потери МиГов и их классификация по боевым и небоевым потерям заложены в самой таблице в подробном виде, то в таблице Томпсона этого нет. Причина в разности определений таких понятий, как «боевая потеря» и в излишней сложности американской статистики. А считать нужно по единой. Поэтому я приведу пару цитат основателей темы. Вот Тепсуркаев -
Война в Корее :
>>Teps 22/10-04 : У нас все потери в ходе боевого вылета считались боевыми. Летчик заблудился, топливо выработал, катапультировался - боевая потеря. На маршруте самолеты столкнулись - боевая потеря...
Вот Крылов -
Война в корее - Страница 3
>> Leonid Krylov, 10/2-12 : Некоторое КОСВЕННОЕ деление на категории можно усмотреть лишь в том, что в отчетах боевые потери приводились в разделе боевых действий, а небоевые – в разделе учебно-боевой подготовки. Причем в число боевых потерь включались ВСЕ самолеты, потерянные в ходе боевых вылетов. И сбитые в бою, и выработавшие топливо, и разбитые при посадке, и столкнувшиеся в воздух и пр. Что характерно – именно эта цифра использовалась при расчете соотношения свои потери / потери противника. Именно общая, суммарная цифра. По принципу: результат / затраты. Лишь иногда в основном тексте выделялась какая-либо существенная подробность. Например, процент машин, потерянных в районе своих аэродромов. В некоторых случаях с детализацией: на взлете, на посадке, на круге. Или указывалось количество потерянных самолетов из-за плохой осмотрительности. Или плохого взаимодействия.
Не важно, как потери учитывались во время ВОВ, во время Корейской войны учет потерь был именно таким, как написано выше….
…Теоретически американская система выглядит предпочтительнее. Действительно, «раскладка» потерь по категориям позволяет более точно анализировать результаты боевых действий по сравнению со сваливанием в «одну кучу». Но, дело в том, что именно ТЕОРЕТИЧЕСКИ, когда в КАЖДОМ случае причина установлена ОДНОЗНАЧНО и ДОСТОВЕРНО! В реальности же подобное невозможно….
…Теперь о нашей системе. На первый взгляд, валить все боевые потери «в кучу» - неправильно. Но, лишь на первый. По сути, потери – это цена, заплаченная за определенный результат. А ведь когда вы приходите в магазин, вас, в первую очередь, интересует, сколько денег Вам придется из кошелька достать, а не то, какую долю в цене товара составляют себестоимость, налоги, «накрутки» и пр. Так и здесь – такой-то результат в таких-то условиях боевого применения против такого-то противника «стоит» такого-то количества самолетов и летчиков. Кроме того, если оценивать потери по системе 64 ИАК, то оценка получается интегральная, учитывающая, в том числе и уровень подготовки летчиков, и качество техники и пр. Я имею ввиду и ошибки техники пилотирования, и отказы матчасти и т.д. Т.е. в реальных условиях такая система для оценки б/действий подходит лучше американской. Собственно, отсюда и предлагаемый мной критерий.
Если так, то небоевые потери, то есть потери в небоевых вылетах – это, по сути, лётные происшествия, повлекшие за собой потерю ЛА, количество которых должно примерно соответствовать потерям и в мирное время.
А в боевых вылетах т.н. потери не непосредственно от огня противника всё равно должны считаться боевыми потерями. Например, взлетаете на перехват, сходите с ВПП и разбиваете самолёт – боевая потеря. При перестроении сталкиваетесь с ведомым – боевая потеря. Резко сработали РУДом, приведшем к останову и последующему не запуску двигателя и потере ЛА – боевая потеря. И так далее – таких случаев множество.
Частично это можно объяснить просто «бескомпромиссностью» заданий – вас сама боевая обстановка вынудила совершать ошибки. Это при том, что вы противника, возможно, вообще в этот день в глаза не видели. Не видели, а самолёт потеряли. Автоматом – боевая потеря.
А потери в небоевых вылетах – это небоевые потери.
По пока имеющимся данным 64 ИАК в небоевых вылетах потерял
8 самолётов – см. «Потери 64-го ИАК» от 17-12-17. Кстати, там и фамилии пилотов и даты потерь указаны. Насколько точна эта цифра? Никаких других данных я не имею. Если будут исправления, значит внесём их непосредственно в таблицу.
А американские небоевые потери?
Открываем таблицу 42 документа «USAF Statistical Digest. FY 1953», стр.67, PDF page 91. Там написано, что с 26 июня 1950-го по 27 июЛя 1953-го потери Сэйбров в небоевых вылетах составили
34 самолёта.
Открываем таблицу 43 документа «USAF Statistical Digest. FY 1953», стр.66, PDF page 90. Там написано, что с 26 июня 1950-го по 27 июЛя 1953-го потери Сэйбров в небоевых вылетах составили
32 самолёта.
Честно говоря, я не уловил разницы в переводе этих страниц, и почему они различаются на два F-86.
Сканы обеих страниц были сброшены ещё 3-4-15. Но можете посмотреть и сами – вот электронный адрес документа за 1953 год :
https://media.defense.gov/2011/Apr/05/.../-1/-1/0/AFD-110405-030.pdf
Отчёты по статистике за остальные годы тоже пока ещё можно найти в и-нете.
Ну что, Док, можно дальше?