Sandro> Именно поэтому перезаправляемый буксир на химии сейчас лишён смысла.
Причем здесь слово "сейчас" обозначает не время, а спектр стоящих задач.
Sandro> Я прикидывал — на cолнечной энергии тоже выходит крайне сомнительно. Слишком медленно будет поднимать орбиту.
Если не сложно - закидывай свои прикидки любого уровня почеркнушести в эту тему:
… Про выход первой ступени на орбиту и не говорим. Корабль-спутник размерности "Союза" или "Прогресса" с усиленной ДУ можно вывести в одну ступень. Преимущества: 1. Никаких полей падения, за исключением Филиппинского моря. 2. Один двигатель и одна ступень у РН. Усиленная ДУ на базе "блока ДМ". Сход с орбиты - на маневровых движках.
// Космический
Это ко всем просьба.
Есть прикидки по какой-то идее - скиньте их на форум, пусть будут.
Sandro> Для перезаправляемого - только атом.
Мое представление по системе вывода, оптимальной для нас сегодня, таково: у нас есть носитель, "Союз", для которого есть количество пусков, делающее рациональным серийное производство без многоразовости носителя. В эту нишу, а желательно и на эти стартовые комплексы, должен ориентироваться перспективный носитель.
Сам носитель мне видится двухступенчатым тандемом по типу "Зенита" или "Союза-5", но раза в два меньше, с РД-180 на первой ступени и РД-0124 на второй. В перспективе на вторую ступень должна будет встать "половинка" от РД-0124 по типу самого РД-180 от РД-170. Сама вторая ступень будет компактна, масса около 40 т, что позволит укрыть ее вместе с ПН сбрасываемым обтекателем, который будет нести нагрузки от ПН и самой второй ступени на этапе работы первой ступени, что позволит минимизировать сухую массу второй ступени. Сами движки оптимизируются под минимальный ресурс и одноразовость с серийным производством для минимальной цены. Такой носитель, как и нынешний "Союз", будет выводить около 8-9 т на НОО.
При этом за счет производства достаточно крупной серией он будет достаточно дешевым. За счет диаметра не больше "Зенитовского", а перевозить ракету будет по ступеням, то есть транспортные блоки достаточно компактны - дешев в перевозке. За счет использования имеющихся стартовых комплексов и отработанных технологий и логистики - дешев в развертывании.
Для пусков на ССО и высокие орбиты на этот носитель ставится водородная вторая ступень-разгонный блок. При массе ступени около 40 т это потребует менее 5 т жидкого водорода для заправки, количество, которое можно закачать на борт достаточно компактными системами, не требующими радикальной переделки пускового комплекса. Такой носитель будет способен вывести на ССО 5-6 т ПН, то есть закрывает потребность вывода для ДЗЗ и СПРН, навигационных систем и легких платформ на ГСО, легких АМС.
Эти две конфигурации закрывают >80% потребностей по выводу.
Объем российских пусков для них не менее 10 в год и стабилен, сокращаться не будет.
Для вывода на ГСО и отправки тяжелых АМС видится два возможных пути.
В обоих из них потребуется создать блок, совмещающий в себе функции адаптера ПН для спутника, апогейной ДУ и системы ориентации, стыковочного узла для межорбитального буксира, массой 2-5 т. Выводимый КА взлетает с Земли сверху на данном блоке, к нему стыкуются межорбитальные буксиры для вывода КА на целевую орбиту, затем сам блок проводит апогейный или доразгонный импульс, отстыковывает ПН и переходит на орбиту захоронения.
В первом варианте под "стандартную" РН разрабатывается межорбитальный буксир массой 8-10 т. Данная схема может потребовать до 6 пусков и до 5 стыковок для вывода на ГСО тяжелых нагрузок, массой до 6 т. Зато позволит обойтись стандартными РН.
Во втором варианте под межорбитальный буксир на основе производства серийного носителя создается "Союз-5" с РД-171, а скорее двумя РД-180 на первой ступени, с ПН до 17 т на НОО. При использовании такой ракеты для вывода ПН до 6 т на ГСО потребуется 3 пуска и 2 стыковки.
С учетом наших потребности по выводу тяжелой ПН на ГСО в единицы в год и отсутствии перспектив активного роста коммерческого вывода подобных ПН, первый вариант мне видится намного более рациональным.
При этом прогнозируемая потребность в запусках в год для первого варианта попадает в диапазон от 10 до 90 пусков - при возвращении России на рынок запусков на ГСО до уровня пусков 2000-2010 гг. То есть система останется в диапазоне количества пусков в год, при котором одноразовые системы сегодня выгоднее многоразовых.