Д.Ж.> На космический корабль никто миллиарды и раньше-то не тратил. Изменилось многое, кое-что принципиально.
Сколько там на "Орион" потратили не доделав до конца? Боюсь соврать, но вспоминается какая-то сумма вроде 4 миллиардов долларов.
Д.Ж.> Дел-то сделать каким-нибудь немцам или японцам? Только зачем? Кстати, грузовики у ЕКА и Японии есть. Они кое-где и американцев превосходят в космических аппаратах.
Да-да, задним умом каждый крепок, посмотрев, как SpaceX сделали возвращаемый аппарат все теперь говорят "ерунда это".
Кстати сказать, я ещё до полётов Dragon-а считал, что ничего сложного нет, вопрос только в размере затрат, - КК сложнее ракеты.
Д.Ж.> У Merlin 1D вакуумная тяга к весу — более 150. Гордятся рекордом в классе (НК-43 — 122).
Откуда "дрова" про отношение тяги к весу 150?
Д.Ж.> При удельном импульсе 340 сек. в вакууме.
Это вы про Merlin или про НК-43? Да, у высотного Merlin-а удельный импульс около того за счёт огромного сопла, но тяга у него меньше, чем у двигателя первой ступени.
Д.Ж.> Его даже на верхние ступени ставят, потому что лёгкий.
Его ставят на вторую ступень Falcon-9 потому, что ничего другого у Spacex просто нет, кстати сказать, он слабоват для второй ступени такой большой ракеты.
Д.Ж.> А еще высочайшая объемная эффективность — двигатели короткие.
Что это такое, "объёмная эффективность"? У двигателей первой ступени Falcon-9 относительно короткое сопло потому, что их надо впихнуть 9 штук, для того, чтобы это сделать пожертвовали вакуумным УИ первой ступени, заодно получив побольше тягу на старте.
Если же говорить про высотный Merlin, то я не удивлюсь, если это вообще самый длинный ЖРД, который когда-либо летал, может быть за исключением F-1.
Д.Ж.> При в полтора раза меньшем давлении, без дожигания газа турбины, с примитивной системой впрыска.
Вот это несомненные достоинства в рамках задачи снижения стоимости запуска.
Д.Ж.> Но с качанием сопла, многократным запуском в полёте и кратным использованием после спасения ступени.
С каким ещё "качанием сопла"? Это не РД-171.
Да, я не уверен, что масса системы качания двигателя учтена в массе Merlin-а, которая приводится в справочных материалах.
Д.Ж.> Двигатель разгонного блока сравнивать с ускорителем первой ступени не надо.
Религия не позволяет?
Д.Ж.> Просто образец. Хотя важнейшее: управление стоимостью решений. Сделано просто, есть предпосылки к кратному снижению себестоимости или дорогим улучшениям, если надо.
Я бы сказал по-другому, - подобрано решение, которое можно реализовать с помощью возможностей такого аппарата, как SpaceX.
На самом деле решения SpaceX нельзя "просто так передрать", для этого надо передирать SpaceX целиком или создавать что-то подобное.
Д.Ж.> Давайте. Для этого надо сравнивать многоразовую систему с одноразовой по значимым показателям, а не так как вы. Оптимизируются стоимость, а не доля нагрузки в массе ракеты. Кратность использования — ключевой способ изменить порядок стоимости вывода, а не проценты. Для рыночного преимущества достаточно процентов. И не процентов удельной нагрузки, а процентов цены.
Вы что-нибудь когда-нибудь продавали?
Нельзя продать "то, чего в принципе нет", если многоразовый Falcon-9 не потянет определённую ПН, то SpaceX не получит заказов на выведение таких ПН, сколько бы не стоила их многоразовая ракета.
Д.Ж.> К тому ещё, ключевыми являются стоимости космодрома, доставки ступеней, временных мер обеспечения безопасности падений ступеней, использование не ядовитых решений, сокращение обслуги запуска. И тут везде Маск впереди планеты всей.
С какой это стати SpaceX "впереди планеты всей", у него на Falcon-9 "вонючие" двигатели ориентации, а на "Союзе", например, ничего более ядовитого, чем перекись водорода нет, так что это "Союз" впереди планеты всей.
Д.Ж.> Правда, если мы будем обсуждать многоразовость и будущее носителей вообще, то лучше в другой теме. И без ярлыков для одного из наиболее обещающих решений, вроде "у них жуткая схема".
Я ещё раз скажу, - совершенно жуткая с точки зрения падения ПН ракеты.
Lamort>> Вы являетесь очередной жертвой рекламы?
Д.Ж.> Неужели?
Очень похоже на то.
Д.Ж.> Вы излагаете собственной видение без опоры на факты. Я не жертва рекламы и мне не кажется всякая ерунда. C. 2-1в уже оказался дороже, но для него создана новая система управления и часть инфраструктуры, которые способствуют развитию проекта. Это быстрый проект с малым риском, если опустить долгое ожидание соизволения начальства. В сравнении с Ангарой, "лёгким носителем для военных".
Да, я излагаю своё видение на основе знания того, как делаются дела в крупных конторах, которые умеют существовать без получения реальной коммерческой прибыли просто реализуя затратные проекты.
Как раз для них безразлично, будет летать конкретная ракета или нет, им надо "сдать изделие".
Д.Ж.> Кстати, подозреваю, что проект этот продвинулся потому только, что американские частники показали пример того как надо.
А я, в свою очередь, очень сильно подозреваю, что проект этот продвинулся из-за перспективы создания объединённой ракетно-космической корпорации, вот там будут реальные места, и реальные деньги для дележа с этих мест.