МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Российская ракета-носитель сверхтяжелого класса (СТК) "Енисей" будет собираться по принципу технологического конструктора - каждая часть этой ракеты должна быть самостоятельным летным изделием. Об этом сообщил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"Нужно действовать по принципу технологического "лего": первая, вторая и третья ступени этой ракеты должны иметь свое применение, двойное или даже тройное. То есть, сверхтяжелая ракета будет состоять из составных частей, каждая из которых будет иметь летную практику", - сказал Рогозин. Он добавил, что "эскизный проект ракеты будет защищен в этом году, после чего мы уже переходим к проектированию, но де-факто летные испытания ракеты СТК начнутся с 2022 года, потому что тогда начнет летать "Союз-5".
Глава Роскосмоса уточнил, что первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя будет состоять из пяти или шести блоков, являющихся первой ступенью ракеты среднего класса "Союз-5" (также известна как "Иртыш" - прим. ТАСС). Двигатель первой ступени "Союза-5" - РД-171МВ - уже готовится к первому наземному запуску в НПО "Энергомаш".
"Вторую ступень сверхтяжелой ракеты мы предложили сделать на базе двигателя, который имеет уникальную летную статистику, - это двигатель РД-180, который с 1994 года поставляем в США. На этом двигателе летает ракета "Атлас", мы имеем 85 успешных пусков", - сказал Рогозин. Он отметил, что двигатель прошел "жесточайшую квалификацию со стороны американских инженеров, при этом этот двигатель ни разу не летал в составе российских ракет".
"Третью ступень мы планируем заимствовать у "Ангары-5В". Она будет с водородным двигателем, который увеличит общую грузоподъемность ракеты на 10 тонн - с 27 до 37 тонн", - отметил Рогозин.
МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Минимальная стоимость создания российской сверхтяжелой ракеты "Енисей", первый запуск которой должен быть выполнен в 2028 году, составляет 740 млрд рублей. Об этом сообщил журналистам гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"Я могу вам назвать минимальную сумму, но это сумма первого пуска. Стоимость всех работ, включая создание стартового стола сверхтяжелого класса, создание ракеты, подготовку ее к пуску и сам пуск с макетом, даже не с кораблем, составляет примерно 740 млрд рублей", - сказал глава корпорации.
Он уточнил, что деньги на создание этой ракеты не заложены в федеральную космическую программу до 2025 года, туда входит только создание ракеты "Союз-5", первая ступень которой будет составной частью "сверхтяжа". Финансирование сверхтяжелой ракеты должно вестись в рамках отдельной подпрограммы госпрограммы развития космической деятельности, туда должны быть заложены все ресурсы на проведение испытаний, формирование заделов, открытие новых опытно-конструкторских работ, проведение наземных испытаний.
"Эти решения могут быть осуществлены только в случае нормального стабильного финансирования. У нас в Роскосмосе печатного станка нет - можете походить по этажам и вы его не обнаружите. Поэтому все будет зависеть от того, насколько финансово-экономический блок правительства РФ будет готов обеспечить реализацию указа президента", - добавил он.
Рогозин сообщил, что физически (при наличии стабильного финансирования) ракетно-космическая промышленность может выполнить программу создания сверхтяжелой ракеты раньше. Единственным проблемным вопросом может быть строительство стартового стола на космодроме Восточной, в связи с ограничениями по рабочей силе на Дальнем Востоке, отметил глава Роскосмоса.
В соответствии с федеральной целевой программой первый запуск сверхтяжелой ракеты "Енисей" должен быть выполнен в 2028 году. Стартовый стол для этой ракеты будет строиться на космодроме "Восточный". Ракету, в частности, планируется использовать для миссий к Луне, в том числе с посадкой космонавтов РФ на поверхность естественного спутника. По расчетам Роскосмоса, "Енисей" сможет доставлять на орбиту луны полезную нагрузку массой 27 тонн.
Ранее источники РИА Новости в ракетно-космической отрасли сообщили, что Роскосмос проектирует две сверхтяжелых ракеты. Ракета "Енисей" сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой от 88 до 103 тонн, а на лунную орбиту - от 20 до 27 тонн. У более мощной ракеты "Дон" эти показатели составят, соответственно, 125-130 тонн и 32 тонны.
На видео телестудии Роскосмоса, размещённом в среду в YouTube, Рогозин демонстрирует главам представительств иностранных государств, собравшимся в Центре "Космонавтика и авиация" на ВДНХ, характеристики двух будущих российских ракет-носителей сверхтяжёлого класса.
Первая ракета имеет стартовую массу 3167 тонн и способна доставить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой не менее 100 тонн, на геостационарную орбиту - 26 тонн, к Луне - 27 тонн. Вторая более мощная ракета имеет показатели, соответственно, 3281 тонну, 140 тонн, 29,5 тонны и 33 тонны.
Ранее ещё один источник в отрасли сообщил РИА Новости, что будущими полезными нагрузками для "Енисея" и "Дона" станут запускаемые к Луне пилотируемый транспортный корабль "Федерация" массой 20 тонн, лунный посадочно-взлетный комплекс массой 27 тонн и модуль лунной базы массой 27-32 тонны. Кроме того, они смогут выводить на геостационарную орбиту (круговую орбиту высотой 35786 километров) космические аппараты на базе транспортно-энергетического модуля массой 26-30 тонн и в точку Лагранжа L2 системы Солнце-Земля (место в космосе, где уравновешивается тяготение Солнца и Земли) - телескопы массой 30-40 тонн для фундаментальных исследований дальнего космоса.
"В 2018 год на фирме "Ил" была такая работа, она шла в инициативном порядке. В соответствии с требованиями Объединенной авиастроительной корпорации у нас был подготовлен пакет документов для инициации проекта, но с начала года работа была приостановлена", - сказал Арутюнов.
Он пояснил, что никакого эскизного и технического проекта, как писали в СМИ, подготовлено не было, речь шла о концептуальном проектировании.
Заказчиком проекта выступал Роскосмос. Сверхтяжелая ракета "Енисей" предназначена для полетов в дальний космос, включая Луну.
6 СЕН, 17:28
Подготовка производства сверхтяжелой ракеты начнется не ранее 2020 года
Объем финансирования проекта будет сформирован по итогам этапа проектирования
САМАРА, 6 сентября. /ТАСС/. Ракетно-космический центр (РКЦ) "Прогресс" начнет подготовку производства сверхтяжелой ракеты не раньше 2020 года. Об этом в пятницу сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия.
"После завершения этапа эскизного проектирования последует этап разработки рабочей конструкторской документации и подготовки производства ракеты-носителя свертяжелого класса. Подготовка производства начнется не ранее 2020 года", - сообщили на предприятии.
"Объем финансирования проекта по созданию (стоимость создания) РН СТК [ракеты-носителя сверхтяжелого класса] будет сформирован по итогам ЭП [этапа проектирования] после получения технико-экономического обоснования от смежных предприятий, задействованных в разработке составных частей РН СТК", - добавили в РКЦ "Прогресс".
"Жду от вас более ответственного отношения и динамичного темпа организации работ, - сказал Путин на совещании по вопросам развития инфраструктуры космодрома Восточный. - Необходимо выдержать все намеченные сроки, в том числе первые полеты с использование ракеты-носителя сверхтяжелого класса". "Запуск должен состояться, как мы уже говорили, с Восточного в 2028 году", - подчеркнул президент. Он добавил, что работа по развитию космодрома предстоит объемная и очень серьезная.
В ракетно-космическом центре «Прогресс» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») прошло заседание научно-технического совета по рассмотрению материалов эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (РН СТК).
В работе совета приняли участие представители Госкорпорации «Роскосмос», РКЦ "Прогресс, РКК "Энергия, НПО автоматики, ЦНИИмаш, НПО «Техномаш, Организация «Агат», НИЦ РКП и Российские космические системы. С вступительным словом к участникам совета обратились первый заместитель генерального конструктора РКЦ «Прогресс» Александр Сторож и исполняющий обязанности первого заместителя генерального конструктора по проектно-конструкторским работам РКК «Энергия» А. Бухарин.
Основной доклад по рассмотрению итогов разработки эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса представил главный конструктор ракеты-носителя «Союз-5» Александр Черевань. Он продемонстрировал разработки и расчёты в части конструкции ракеты-носителя, её бортовых систем, вариантов сборки и других аспектов. Так, в рамках работ по эскизному проекту был проведён сравнительный анализ основных вариантов создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, обоснованы её технический облик и основные характеристики, определены этапы и сроки создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса.
С докладом о подготовке производственной базы РКЦ «Прогресс» к изготовлению ракеты выступил главный технолог С.Пареньков. Также в рамках заседания были заслушаны доклады представителей предприятий кооперации и головных НИИ.
Участники научно-технического совета одобрили результаты разработки эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и её составных частей. Они отметили, что работы были проведены РКЦ «Прогресс» в соответствии с требованиями технического задания, а представленный проектный облик обеспечивает выполнение заданных тактико-технических характеристик. Таким образом, результаты разработанного предприятиями кооперации эскизного проекта подтверждают возможность создания ракеты-носителя с заданными в ТЗ требованиями.
1 ноября в РКК «Энергия» им. С.П. Королёва (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялся расширенный Научно-технический совет (НТС) по рассмотрению эскизного проекта космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса (КРК СТК).
В нём приняли участие представители РКК «Энергия» и предприятий-соисполнителей: РКЦ «Прогресс», ЦЭНКИ, НИИСК, КБ «Мотор», КБТХМ, РКС, НПО «Энергомаш», НПО автоматики, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПЦАП, а также головных научно-исследовательских организаций: ЦНИИмаш, НПО «Техномаш», ГНЦ «Центр Келдыша» и Организации «Агат». От Госкорпорации «Роскосмос» на НТС присутствовали исполнительный директор по средствам выведения и эксплуатации НКИ А.В. Мазурин, председатель НТС Роскосмоса Ю.Н. Коптев и директор Департамента реализации программы КРК СТК И.К. Новиков. Также в заседании НТС приняли участие генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре А.А. Медведев, генеральный конструктор по пилотируемым системам и комплексам Е.А. Микрин, генеральный конструктор КБ «Салют» С.В. Кузнецов, генеральный конструктор ЦЭНКИ А.А. Богомолов и др.
С докладом о результатах разработки эскизного проекта КРК СТК выступил генеральный директор – генеральный конструктор РКК «Энергия» Н.Н. Севастьянов. О результатах разработки составных частей ЭП РН СТК доложили: главный конструктор РКЦ «Прогресс» А.А. Черевань; генеральный директор РКЦ «Прогресс» Д.А. Баранов; заместитель генерального конструктора КБ «Салют» ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Ю.И. Завора; главный конструктор филиала ЦЭНКИ – КБ «Мотор» Р.В. Чайка и главный конструктор филиала ЦЭНКИ – НИИСК Н.А. Абросимов. Также с докладами выступили представители головных научно-исследовательских организаций: начальник Центра средств выведения и наземной космической инфраструктуры ЦНИИмаш И.И. Кузнецов; и.о. первого заместителя генерального директора по научно-исследовательской работе НПО «Техномаш» А.И. Кузин; генеральный директор ГНЦ «Центр Келдыша» В.В. Кошлаков и руководитель направления Организации «Агат» Д.П. Смирнов.
В своём выступлении директор Департамента реализации программы создания КРК СТК Госкорпорации «Роскосмос» И.К. Новиков подчеркнул, что предприятия кооперации и РКК «Энергия» как головной исполнитель контракта по разработке эскизного проекта КРК СТК проделали огромную фундаментальную работу, принять которую необходимо до конца 2019 года.
По итогам заседания Научно-технический совет принял решение одобрить результаты эскизных проектов КРК СТК и его составных частей и представить их в Госкорпорацию «Роскосмос».
Было отмечено, что представленные результаты эскизного проектирования КРК СТК подтверждают соответствие требованиям ТЗ, а также генеральному графику, утверждённому в декабре прошлого года генеральным директором Госкорпорации «Роскосмос» Д.О. Рогозиным.
Научно-технический совет рекомендовал провести техническое проектирование КРК СТК в 2020 году.