101>> В целом для гидро-ЛА вопрос отрыва от воды наиважнейший.
В.Б.> Ну, видимо он тоже знал, что такое "горб сопротивления"....
Можно ли неизбежный физический эффект в определенных скоростных условиях считать недостатком конструкции? Если аппарат его не может преодолеть, то да. А если может? По моему, всё та же тень на плетень.
В начале разгона сопротивление глиссирующего катера изменяется по тем же законам, что и для водоизмещающего катера.
Момент, когда гидродинамические подъемные силы на днище катера достигают достаточной величины и корпус начинает всплывать, хорошо виден на кривой зависимости сопротивления воды движению катера от скорости в виде характерного изгиба — «горба» (рис. 1).
Кривая сопротивления глиссирующего катера
Рис. 1. Характерная кривая сопротивления глиссирующего катера, режимы движения и рекомендуемые обводы корпуса.
I — режим водоизиещающего плавания (круглоскулые обводы);
II — переходный режим (круглоскулые обводы с плоским участком днища в корме или остроскулый корпус),
III — режим глиссирования (остроскулые обводы с умеренной килеватостью днища в корме);
IV — режим глиссирования (остроскулые килеватые обводы; при FrD > 5 — «глубокое V» в сочетании с продольными реданами).
А — «горб» сопротивления.
При дальнейшем повышении скорости в связи с уменьшением смоченной поверхности и дифферента сопротивление катера может заметно снизиться и впоследствии возрастать уже по другому закону, с меньшим прогрессированием, чем при водоизмещающем плавании.
«Горб» сопротивления располагается в зоне переходного к глиссированию режима при FrD = 1,5—2,5. Наиболее заметен максимум на кривой сопротивления при большой нагрузке судна, при его кормовой центровке, в случае обводов с повышенной килеватостью днища в корме, у глиссирующих катамаранов. Эффективными способами снижения «горба» сопротивления являются перенос центра гидродинамического давления при разгоне в корму (например, в результате использования транцевых плит) или временное смещение вперед центра тяжести путем перемещения экипажа или заполнения носовой дифферентной цистерны.
Переходный режим и «горб» сопротивления часто служат определяющими характеристиками при выборе движителей и мощности двигателей катера, особенно при пологой кривой сопротивления, подобной показанной на рис. 1. Тяга гребного винта, развиваемая в период разгона, должна с достаточным запасом превышать ординату «горба» сопротивления, чтобы вывести судно на глиссирование.
Не так страшен горб, как его малюют.