[image]

Як-38 - хромой гоблин, или все-таки нужная вещь?

Теги:авиация
 
1 21 22 23 24 25 49

101

аксакал

101>> У ПД поворотная часть символическая по сравнению с ПМД.
V,GRID> Но она выполняет несколько важных функций, поэтому и проектировали РД36-35ФВ с поворотным соплом, как и РД36-48 для Як-41, поворот на 12,5град.

Увеличение скорости отклонения при увеличении скорости в первую очередь само по себе влияет на тягу, чтобы струя не работала реверсом и не мешала входу в ВЗУ. Пока это не выглядит как проблема с подсосом горячего выхлопа в ВЗУ.
   114.0114.0
+
-
edit
 

V,GRID

втянувшийся

"27 декабря 1967 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No.1166-413 о создании легкого штурмовика ВВП Як-36М. Этим же Постановлением предусматривалось создание учебно-боевого варианта и, в перспективе, истребителя.

Но только 25 января 1969 г. Главком ВВС К.А.Вершинин утвердил ТТТ "... к легкому штурмовику Як-36М вертикального взлета и посадки с подъемно-маршевым двигателем Р-27В-300 и подъемными двигателями РД-36-35ФВ". Эти ТТТ были также согласованы с командующим авиацией ВМФ, за которого 7 января 1969 г. расписался его заместитель Н.А.Наумов.

Согласно ТТТ "легкий штурмовик Як-36М с вертикальным взлетом и посадкой" был предназначен "для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также при базировании самолета на кораблях проекта 1123 для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки. Основной задачей самолета является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости. Кроме того, самолет должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолетов и вертолетов, а также для борьбы с самолетами и вертолетами ДРЛО и противолодочными самолетами". Тактико-технические требования к учебному варианту были утверждены заместителем Главнокомандующего ВВС по вооружению М.Н.Мищуком 4 марта 1971 г."

Яковлев Як-38

Реклама... Вскоре после второй мировой войны стало очевидным, что наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы, особенно взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Их поражение зачастую делает невозможными полеты самолетов обычного взлета и посадки (ОВП), даже если они сохранились в укрытиях. С целью радикального решения проблемы еще в 50-е годы в ряде стран были начаты работы по созданию самолетов вертикального или короткого взлета и посадки (ВВП/КВП). О первых советских аппаратах ВВП - "Турболете" и Як-36 -достаточно подробно рассказано в ряде недавних публикаций, в том числе и в моей статье "Вертикалка", помещенной в брошюре "Крылья над морем". //  Дальше — www.airwar.ru
 

А разве самолёт Як-38/38М отвечал всем ТТТ ?
Если , Нет , то необходима была доработка или разработка нового самолёта, которая и могла быть конкурентной Р1127 Харриер.
Возможно Як-39 мог быть уже ближе к конкуренту и ТТТ.
Як-38 приняли по необходимости, количество надо было ограничить для опытной эксплуатации, а Як-39 должен был быть уже предсерийным/серийным.
Дальнейшие работы по новой машине Як-41 должны были продолжаться.
   92.0.4515.11592.0.4515.115

101

аксакал

V,GRID> Як-38 приняли по необходимости, количество надо было ограничить для опытной эксплуатации, а Як-39 должен был быть уже предсерийным/серийным.
V,GRID> Дальнейшие работы по новой машине Як-41 должны были продолжаться.

Все это боле менее походило на опытную эксплуатацию вертолетов на флоте. Там тоже летало нечто, но какие-то намеки на результаты показывало. Через три поколения получили уже окончательный облик палубника, который тоже под вопросом.
Так и с вертикалками - там вопросов нужно было решить просто по "бытовым" вещам вагон и маленькую тележку. Як-41 тоже не предел мечтаний, знаете ли, но уже что-то.
   114.0114.0

Aaz

модератор
★★☆
m.0.> ...пришедший ему на замену 141-й то же был далеко не айс (правда внешне красавец по сравнению с 38-м
Лучше не напоминайте...
Когда я проходил стажировку на микояновском ЛИСе, мне местные предложили посмотреть на это чудо природы. Мы делили с яковлевцами ангар, и чтобы заглянуть за перегородку, достаточно было подняться по лесенке, закреплённой на несущей колонне.
141-й стоял к нам задом, и когда я на него глянул, первое, что бросилось в глаза - его ужасающие "штаны".
Впечатление было таким сильным, что я чуть с лесенки не на...нулся. :)
   115.0115.0

Aaz

модератор
★★☆
V,GRID> А разве самолёт Як-38/38М отвечал всем ТТТ ?
V,GRID> Если , Нет , то необходима была доработка или разработка нового самолёта,..
Если бы МАП и ВВС действовали по вашей логике, то у нас бы ни одна машина не была принята на вооружение. :)
   115.0115.0

Aaz

модератор
★★☆
101> Все это боле менее походило на опытную эксплуатацию вертолетов на флоте. Там тоже летало нечто, но какие-то намеки на результаты показывало. Через три поколения получили уже окончательный облик палубника, который тоже под вопросом.
Все было даже быстрее: 1-е поколение - Ка-8/10, второе - Ка-15/18, на третьем шаге получили уже б/м приемлемый Ка-25. Эту дорожку прошли за 15 лет.
По "вертикалкам": Як-36 (1964), Як-38 (1970), Як-141 (1987). 20+лет - и весьма сомнительный результат.

101> Так и с вертикалками - там вопросов нужно было решить просто по "бытовым" вещам вагон и маленькую тележку. Як-41 тоже не предел мечтаний, знаете ли, но уже что-то.
Не уверен.
Концепция с ПД-ТРД мне представляется сомнительной. Всё же дутие себе под брюхо нехилой струёй с нехилой температурой порождает слишком много проблем.
Амы аналогичные проекты смотрели - но к реализации даже не приступали.
   115.0115.0

spam_test

аксакал

Aaz> Концепция с ПД-ТРД мне представляется сомнительной. Всё же дутие себе под брюхо нехилой струёй с нехилой температурой порождает слишком много проблем.
Наши палубники планировались как ударные машины или как истребители? Это к тому, что в первом случае, можно забить на скорость, ставить двигатель с высокой степенью двухконтурностью.
Летает ведь А-10 на TF34 с 6.4 если интернеты не врут.
   114.0.0.0114.0.0.0

V,GRID

втянувшийся

Aaz> Концепция с ПД-ТРД мне представляется сомнительной.
Aaz> Амы аналогичные проекты смотрели - но к реализации даже не приступали.

В США уже давно велись разработки по СЛА с вентиляторами и приводом от трансмиссии.
Ружицкий Е.И. Безаэродромная авиация Оборонгиз 1959г.
   92.0.4515.11592.0.4515.115

101

аксакал

Aaz> По "вертикалкам": Як-36 (1964), Як-38 (1970), Як-141 (1987). 20+лет - и весьма сомнительный результат.

Результат как результат для своих лет. Вопрос в развитии, которое встало. Глядя на то, как Ал-31 оригинальный по тяге уже раздули, можно экстраполировать.

Aaz> Не уверен.
Aaz> Концепция с ПД-ТРД мне представляется сомнительной. Всё же дутие себе под брюхо нехилой струёй с нехилой температурой порождает слишком много проблем.
Aaz> Амы аналогичные проекты смотрели - но к реализации даже не приступали.

Почему-то обсуждается в этом вопросе только ПД, хотя основную партию по температуре в палубу играет ПМД, который ни у англичан, ни у Локхиа никуда не девается. Вопрос с выжиганием палубы второстепенен и решаемый - все уже летают десятки лет на вертикалках.
Хотя нужно почитать, что пишут по это после начала эксплуатации Лайтинга.
   115.0115.0

Aaz

модератор
★★☆
V,GRID> В США уже давно велись разработки по СЛА с вентиляторами и приводом от трансмиссии.
V,GRID> Ружицкий Е.И. Безаэродромная авиация Оборонгиз 1959г.
См. информацию по проекту Convair Model 200.

   115.0115.0

Aaz

модератор
★★☆
s.t.> Наши палубники планировались как ударные машины или как истребители? Это к тому, что в первом случае, можно забить на скорость, ставить двигатель с высокой степенью двухконтурностью.
s.t.> Летает ведь А-10 на TF34 с 6.4 если интернеты не врут.
Мы вообще-то говорим о подъёмных двигателях.
А они и на Як-141 были "чистыми ТРД". Почему - не интересовался, но "факт на лице".
   115.0115.0

Aaz

модератор
★★☆
101> Почему-то обсуждается в этом вопросе только ПД, хотя основную партию по температуре в палубу играет ПМД, который ни у англичан, ни у Локхиа никуда не девается.
Выход ПМД находится всё же достаточно далеко от заборника.

101> Вопрос с выжиганием палубы второстепенен и решаемый...
Во-первых, и бритиши и амы предусматривают размещение и на грунте. "Харриеры", если ты не забыл, были не только на флоте, но и ВВС. Да и "кожаные загривки" смотрят базирование на площадках подскока после высадки десанта.
Во-вторых, основную проблему даёт все же рециркуляция (см. первый абзац).

А уж то, что яковлевцы рассматривали вместо ПД использование ВФК (выносной форсажной камеры) - это вообще ППЦ...
   115.0115.0

YYKK

опытный

Aaz> Во-первых, и бритиши и амы предусматривают размещение и на грунте. "Харриеры", если ты не забыл, были не только на флоте, но и ВВС. Да и "кожаные загривки" смотрят базирование на площадках подскока после высадки десанта.

С неподготовленного грунта никак нельзя.

См. с 4-6.

Aaz> Во-вторых, основную проблему даёт все же рециркуляция (см. первый абзац).

Это проблема решена.
   88

101

аксакал

Aaz> Выход ПМД находится всё же достаточно далеко от заборника.

Я понимаю, что рециркуляция важна, но на практике я не слышал про ее значимое влияние. У Харриера компрессор вообще на улицу смотрит, да и у Лайтинга из вентилятора не прохладой веет.

Aaz> Во-первых, и бритиши и амы предусматривают размещение и на грунте. "Харриеры", если ты не забыл, были не только на флоте, но и ВВС. Да и "кожаные загривки" смотрят базирование на площадках подскока после высадки десанта.

Грунт по ихнему это металлические настилы. На честный грунт никто там не будет садиться и взлетать вертикально.
Самоокапывание реактивной струей в первую очередь зависит от давления в пятне контакта струи, а не от температуры.
Это я тебе как врач говорю по данному вопросу - там главная проблема не пожирание песка движком, а забивание поверхности радиовысотомера грязью.

Aaz> Во-вторых, основную проблему даёт все же рециркуляция (см. первый абзац).

Тюльпанные и фонтанные эффекты были на практике закрыты.

Aaz> А уж то, что яковлевцы рассматривали вместо ПД использование ВФК (выносной форсажной камеры) - это вообще ППЦ...

Зря, это очень интересное решение. Оно несет за собой упрощение конструкции и повышение ее надежности.
Все таки наличие вращающегося вентилятора с трансмиссией или ПД это геморрой с точки зрения нагрузки на конструкцию.
А выносные форсажки можно даже квадратными по сечению сделать или плоскими, что в некотором смысле развязывает руки по компоновке. Тема была заявлена в облике с некоторой инерцией по облику а-ля ТРД, и ее не проработали к сожалению дальше.
   115.0115.0

V,GRID

втянувшийся

Aaz> См. информацию по проекту Convair Model 200.
Aaz> https://external-preview.redd.it/WiaemmO0QuNB3gNfKH1lBYtTy960J_siavdjrNajKD4.jpg?auto=webp&s=892520409e953f0cb68373d05452dd3daf396a60

Спасибо, посмотрел, схема двигателей как у Як-41, ПД ТРД, только более компактные и тяговитые.
Наши могли бы на Як-43.... додуматься и до подьемного вентилятора.
   92.0.4515.11592.0.4515.115
+
+1
-
edit
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
Aaz>> См. информацию по проекту Convair Model 200.
V,GRID> Спасибо, посмотрел, схема двигателей как у Як-41, ПД ТРД, только более компактные и тяговитые.
V,GRID> Наши могли бы на Як-43.... додуматься и до подьемного вентилятора.

Там главное не ПД, а балансировочная схема "утка". При ней компоновка сильно выгоднее получается, на Яковлева до такого же додумались, но АСЯ был против переделки.
   114.0.0.0114.0.0.0

spam_test

аксакал

Aaz> Мы вообще-то говорим о подъёмных двигателях.
А я говорю о возможности избавиться от ПД за счет высокой двухконтурности и не городить дополнительный вентилятор с трансмиссией.
   114.0.0.0114.0.0.0

101

аксакал

muxel> Там главное не ПД, а балансировочная схема "утка". При ней компоновка сильно выгоднее получается, на Яковлева до такого же додумались, но АСЯ был против переделки.

Все так думали, пока Локхид в рамках JSF не рассмотрел утку и в результате отказался от нее. Этот вопрос мы уже обсуждали однажды. На вертикалках критично иметь диагональный эллипсоид инерции или симметричный относительно диагонали.
   115.0115.0

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
101> Все так думали, пока Локхид в рамках JSF не рассмотрел утку и в результате отказался от нее. Этот вопрос мы уже обсуждали однажды. На вертикалках критично иметь диагональный эллипсоид инерции или симметричный относительно диагонали.

Я всего лишь читаю заметку проектантов Яковлева %)
   114.0.0.0114.0.0.0

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
101> Все так думали, пока Локхид в рамках JSF не рассмотрел утку и в результате отказался от нее. Этот вопрос мы уже обсуждали однажды. На вертикалках критично иметь диагональный эллипсоид инерции или симметричный относительно диагонали.

Если читаете форумную почту, могу прислать их заметку.
   114.0.0.0114.0.0.0
+
+1
-
edit
 

101

аксакал

Aaz>> Мы вообще-то говорим о подъёмных двигателях.
s.t.> А я говорю о возможности избавиться от ПД за счет высокой двухконтурности и не городить дополнительный вентилятор с трансмиссией.

Можно это сделать, но тогда будет дозвуковой мотор ибо вентилятор не обеспечит тебе нужный импульс на сверхзвуке и мидель раздуешь как на Харриер.
   115.0115.0

101

аксакал

muxel> Если читаете форумную почту, могу прислать их заметку.

Теперь придется почитать.
   115.0115.0

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
muxel>> Если читаете форумную почту, могу прислать их заметку.
101> Теперь придется почитать.

Отправил
   114.0.0.0114.0.0.0

spam_test

аксакал

101> Можно это сделать, но тогда будет дозвуковой мотор
Т.е. вот это Як-38 - хромой гоблин, или все-таки нужная вещь? [spam_test#10.07.23 10:09]
Это к тому, что в первом случае, можно забить на скорость, ставить двигатель с высокой степенью двухконтурностью.
 

мимо ушей прошло?
   114.0.0.0114.0.0.0
+
-
edit
 

V,GRID

втянувшийся

Aaz>> Мы вообще-то говорим о подъёмных двигателях.
s.t.> А я говорю о возможности избавиться от ПД за счет высокой двухконтурности и не городить дополнительный вентилятор с трансмиссией.

Это решение уже опробовано на английском Харриер.
Но кто из наших КБ взялся бы за такой двигатель, да ещё и с выносными ФК ?
Для Як-39/2 , это бы было актуально.
   92.0.4515.11592.0.4515.115
1 21 22 23 24 25 49

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru