ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщает о подготовке межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) нового поколения – «Булава-М». Она придет на смену нынешней МБР – «Булава».
МБР «Булава» стоит на вооружении атомных подводных лодок стратегического назначения семейства «Борей»/«Борей-А» проектов 955/955А. На данный момент в боевом составе ВМФ России находятся шесть атомных подводных лодок семейства «Борей».
В январе 2017 года сообщалось о разработке перспективной версии МБР «Булава», которая будет отличаться несколько большими размерами, стартовым весом и увеличенной полезной нагрузкой[18].
В июне 2018 года ракета «Булава» принята на вооружение ВМФ РФ по результатам успешных испытаний[4].
Там конечно не пороха, а смесевое топливо, но смысл тот же самый.По словам информатора, одна из причин, по которой нынешней МБР требуется замена, – это старение порохов. «Булавы-М» будет создаваться с использованием новых конструкторских решений, поэтому данной проблеме она будет подвержена в меньшей степени (или не подвержена вовсе).
Р-39 (индекс 3М65, код СНВ РСМ-52) — советская твердотопливная баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках, один из представителей морской части ядерной триады. В составе ракетного комплекса Д-19 является главным оружием подводных лодок типа «Акула».
На вооружение принята в 1984 году. Ракета была второй советской твердотопливной ракетой подводного базирования (после Р-31) и первой серийной. Первые ступени изготавливались на «Южмаше» (Днепропетровск). Всего было развёрнуто 120 ракет (6 носителей по 20 ракет).
В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учётом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения. Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.
Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».