Реклама Google — средство выживания форумов :)
Q-корабли не несли военно-морских флагов и изо всех сил маскировались под гражданские суда. Что, кстати, у них вполне получалось. Q-корабли должны были сливаться с местным судоходством, выдавая себя за обычные коммерческие суда, прежде чем ввести в дело свое оружие и открыть огонь.
Что же происходит через 110 или 80 лет соответственно?
А происходит следующее: кому-то пришло в голову. Что современные коммерческие суда, особенно гигантские контейнеровозы или танкеры, могут нести на себе большое количество скрытого вооружения, и их на удивление трудно потопить. Доказано хуситами.
И вот на суд общественности сегодня выносится новейшее пополнение военно-морских сил Ирана, «Шахид Махдави». Внешне это коммерческое судно, но вооруженное баллистическими ракетами. Аналитики описали это как возвращение Q-кораблей, и, по сути, они во многом правы.
«Шахид Махдави» изначально строился как гражданский контейнеровоз, предназначенный для перевозки грузов по всему миру в морских контейнерах. Корабль имеет длину около 250 метров и имеет водоизмещение 35 000 тонн. И, учитывая контейнеровозное прошлое, взять на борт полезной нагрузки этот корабль может прилично. Оценочно более 30 тысяч тонн, так что есть поле для размышлений.
Вообще этот корабль "упакован" по полной программе: на нем установлены комплексы РЭБ, артиллерийские установки, он оснащен радаром с фазированной антенной решеткой, противокорабельными, зенитными и крылатыми ракетами класса «поверхность-поверхность» с дальностью до 180 км, способен нести различные легкие лодки и катера, БПЛА и вертолеты.
Корабль создан в соответствии с концепцией корабля-арсенала, согласно которой, с учетом отсутствия у большинства современных кораблей какого-либо бронирования, для боевого корабля имеет значение лишь количество вооружения, которым он способен управлять. А его как раз более чем достаточно.
Кроме того, «Шахид Махдави» отлично защищен от нападения новомодных БПЛА и БЭКов многочисленной скорострельной артиллерией. Создатели разместили по бортам полтора десятка 20-мм трехствольных орудий с дистанционным управлением, способным вести огонь на 360 градусов и концентрировать его по быстродвижущейся маневрирующей цели по показаниям корабельных радаров через БИУС.
«Шахид Махдави» соответствует основным критериям для Q-кораблей: внешне это гражданское судно, превращенное в вооруженный корабль. С баллистическими ракетами и находящийся посреди Красного моря, этот корабль запросто может атаковать ракетами столицу Израиля, то есть, совершить то, на что способны не все иранские ракеты наземного базирования. Плюс «стрельба в упор» с максимально коротких расстояний тоже имеет свои преимущества.
Конечно, в современном мире с проведением такой операции возникнет много проблем именно современного характера. Любое судно сегодня отследить проще простого по сигналу транспондера, но подделать сигнал транспондера AIS — части всемирной системы морского слежения и определения местоположения, которая ежедневно отслеживает десятки тысяч судов и выдать себя за гражданское судно для специалистов не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Визуальный осмотр тоже не составит больших проблем, корабли запросто перекрашиваются, на них устанавливаются фальш-элементы, меняющие облик кораблей, впрочем, это было еще во Вторую Мировую войну, когда немцы очень успешно маскировали свои блокадопрорыватели под норвежские, греческие и прочие суда нейтральных стран. И вполне прокатывало.
Почему Иран превратил «Шахид Махдави» в Q-корабль? Одна из причин в том, что это дешево — ряд источников указывает на то, что приобретение корабля обошлось менее чем в 20 миллионов долларов. Но Ирану также не хватает мощностей и технологий для строительства больших военных кораблей, и он ограничивается кораблями водоизмещением 1500 тонн или меньше.
Контейнеровоз спроектирован так, чтобы перевозить одновременно сотни контейнеров длиной 20 футов, что дает ему достаточно места на палубе для вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и пусковых установок баллистических ракет. Плюс приличная автономность, позволяющая либо далеко уплыть, либо весьма длительное время находиться на патрулировании какого-либо района.
Вообще американцы считают, что в роли ракетоносца в региональном конфликте, а особенно против противника, у которого наличествуют проблемы в плане систем наблюдения и обнаружения, «Шахид Махдави» может быть полезен для нанесения внезапного удара с неожиданного направления. В таком оживленном для судоходства месте, как Персидский залив или Красное море, замаскировать такой корабль не очень сложно. Как внешне, так и при помощи электроники.
Но для ВМС США этот корабль не может представлять опасности, потому что американцы считают, что легко вычислят его, отделив от коммерческих кораблей и нейтрализуют. «Шахиду Махдави» суждено стать чьей-то проблемой, но это не будет проблемой Пентагона.
Здесь, конечно, все звучит очень оптимистично. Конечно, в годы Второй Мировой войны союзники худо-бедно, но вычисляли немецкие рейдеры и топили их, но сделать это было не просто. Сегодня, когда все полагаются на транспондеры, сделать это ничуть не легче. Подделать транспондер – и вместо «Шахида Махдави» будет какой-то другой корабль. Который. При желании, может оказаться где-нибудь в Карибском бассейне, на расстоянии пуска ракет по территории США.
Да и в Персидском заливе шарашить ракетами по кораблям – это очень непростое занятие. Более сложное – найти нужный корабль в той толпе, которая обычно находится в Заливе.
Сухогруз-контейнеровоз в толпе себе подобных – а это идея весьма неплохая. Конечно, практика покажет эффективность такой идеи, но добивается результатов тот, кто идет вперед. Конечно, стелс-эсминец «Замволт» тоже был неплохой идеей, но вот как-то не срослось, добра не вышло. Не знаю, как получится с баллистическими ракетами, а вот ПУ крылатых ракет в контейнерах – это интересно.
В общем, то, что сделал Иран, как минимум, интересно. Эффективность покажет время, но уже сегодня понятно, что КСИР признает, что получилось то, что они хотели и есть перспектива. Иначе чем объяснить строительство второго корабля, «Шахид Багери», также на основе гражданского судна, но с полноценной полетной палубой?
В общем, у Q-кораблей Второй Мировой войны и универсальных советских кораблей проекта 1143 появляются преемники?
Корабль-ловушка или судно-ловушка (англ. Q-boat, decoy vessel, mystery ship) — корабль, имеющий скрытое мощное вооружение и внешне выглядящий как торговое судно.
В начале 60ых, в связи с отставанием СССР по количеству развернутых баллистических ракет, Невскому ПКБ был выдан заказ на проектирование корабля проекта 909, надводного сухогруза носителя баллистических ракет.
В настоящее время ВКС России активно используют на Украине три основных типа истребителей: Су-35С, Су-30СМ и Су-57. Опыт СВО показывает, что даже при полном превосходстве российской авиации в воздухе, задействовать ударный потенциал фронтовой авиации в полной мере затруднительно из-за высокой вероятности потери высококлассных лётчиков и дорогостоящих самолётов от средств ПВО противника.
В свете этих реалий, более рациональным решением представляется развитие беспилотной авиации с использованием искусственного интеллекта. Ударные БПЛА, помимо своей невысокой стоимости, обладают рядом неоспоримых преимуществ. Они способны действовать в опасных зонах, не подвергая риску жизни пилотов. Их эффективность в нанесении точных ударов в глубоком тылу противника уже доказана на практике.
Конечно, разработки в области СВВП не стоит полностью сбрасывать со счетов. Однако, окончательное решение о необходимости создания такого самолёта для ВКС России должно быть принято на основе комплексного анализа факторов, включая потенциальные угрозы, экономические возможности, затраты на разработку новых технологических решений в конструкции и системе управления СВВП, а также приоритетные направления развития военного потенциала страны. В условиях растущей роли беспилотной авиации, возможно, следует пересмотреть стратегию развития истребительной авиации в пользу приоритетного развития ударных БПЛА.
Контейнеровоз спроектирован так, чтобы перевозить одновременно сотни контейнеров длиной 20 футов, что дает ему достаточно места на палубе для вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и пусковых установок баллистических ракет. Плюс приличная автономность, позволяющая либо далеко уплыть, либо весьма длительное время находиться на патрулировании какого-либо района.