Fakir> А решает ли морской старт государственные политические задачи?
Именно только он и может решить государственные политические задачи.
Но не так весело и богато:
– Такой пункт прописан в договорах с Роскосмосом. Так что проводить исследования радиоактивности мы будем каждый раз при обнаружении упавшей ступени ракет.
Я вам больше скажу. В Якутии в день пуска местные экологи заявили, что в первой и второй ступенях в качестве газа наддува используется отравляющее вещество заман. И предложили родителям забрать детей из школы в Вилюйске в виду того, что по трассе полета ракеты все будет мертвым. К 11 часам утра школа была эвакуирована!
– Но все-таки, если вы так срочно вывозите части ракет – значит есть зачем. Логика-то такая!
– У меня в договоре прописано, что все фрагменты ракеты мы должны вывезти обязательно, причем в максимально короткие сроки, чтобы не загрязнять металлом природу.
После одного из пусков с космодрома Свободный (этот космодром Минобороны находился на месте нынешнего космодрома Восточный), вторая ступень ракеты «Старт» так и осталась лежать в Якутии. Роскосмос взял на себя обязательство и те фрагменты, не наши, тоже вывезти.
Разбираемся, может ли нанести вред природе и людяl
// rusila.su
Но не до всех дошло, что ситуация по сравнению с СССР сильно изменилась.
Зарина Ахматова, Vласть В ночь с четверга на пятницу произошла «внештатная ситуация», в результате которой упала ракета «Протон» с самым мощным российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р», запущенная с космодрома Байконур. Vласть вспоминает последние аварийные запуски «Протонов».
// vlast.kz
5 июля 1999 год. Через несколько минут после старта с космодрома Байконур взорвалась российская ракета-носитель «Протон». Обломки упали в Каркаралинском районе Карагандинской области. Обломок попал в один из дворов жилого сектора, другая часть — в озеро Беталыс. В степи возник пожар, вызванный разливом топлива центральной секции РБ «Бриз М». Топливо второй и третьей ступеней РН выгорело и испарилось при разрушении баков этих ступеней на высотах 28–30 км. После этого Казахстан временно запретил запуски с космодрома Байконур. Российско-казахстанская комиссия пришла к выводу, что населению в районе падения ракеты ничего не угрожает, признаков отравления токсичным гептилом они не обнаружили. И уже 14 июля после двусторонних переговоров запрет на российские спутники был снят. Сумма ущерба Казахстану была оценена в 270 тысяч долларов.
и т.п.
В соответствии с протоколом, подписанным между Россией и Казахстаном, утверждена сумма компенсации составила 291,8 млн. тенге (около 2,4 млн. долларов США). Изначально казахстанская сторона требовала $60,7 млн., но Россия добилась снижения суммы компенсации. Также компенсация в размере более 2 млн. тенге полагалась фермеру, крестьянскому хозяйству которого был нанесен ущерб при падении ракеты-носителя.
В апреле 2014 года появилось сообщение о том, что экологи вновь возобновят исследование окружающей среды в Кызылординской области, где произошло падение «Протона».
Министерство окружающей среды и водных ресурсов Казахстана оценило ущерб окружающей среде, нанесенный при аварии, почти в 13 млрд тенге. ( около 71,5 млн долларов США). Российская сторона компенсацию еще не выплатила.