Fakir> Но чисто ИМХО должен быть способ делать это как-то дешевле, чем разрабатывая и запуская в производство ненужные ракеты.
Вот, а дальше простой риск менеджмент. Если ты прав и способ находишь, пропадают деньги, вложенные в ненужную ракету, но будут и новые ракеты и возможность их строить. Терется лишь условный миллиард. Если ты не прав и способ не находишь, теряется способность строить ракеты и триллиард, вложенный в неё страной за 60 лет. Оргвыводы очевидны. Что выбираешь?
Fakir> Ну так им и над авиалайнерами или истребителями есть над чем поработать... Ан тем не менее.
Там другие приоритеты. Ракета работает пару минут, лайнеры и истребители — пару десятилетий. К тому же там ещё пассажир околачивается. К тому же истребителям иногда нужно воевать и не проигрывать. Получается нагромождение эмоциональных решений. Вот зачем делать композитный лайнер? Чтобы сэкономить керосин? Как один тип из промышленности говорил: "мы выжимаем последние капли эффективности из самолёта, разрабатываем энергетически оптимальную траекторию полёта, и в результате.. он полчаса кружит над аэропортом перед посадкой, потому что там очередь и диспечер так сказал!" С ракетами несравненно проще оптимизировать.
Fakir> Напряжённость изделия совершенно иного порядка. ЖРД - предельная машина, диск - нет.
Инвариант. Неважно насколько там напряжённость велика. Есть технология, материалы, программа обработки, станки — белковые или железные — и программа выполняется. Так вот, железные в серийном производстве дают меньшую себестоимость. Твой предельный турбонасос (а лучше весь движок) изготавливается одним заказом сразу на всю программу, тыщу штук, и вся партия отправляется на твой склад. Ты получаешь минимальную себестоимость и снижаешь риски, не держишь под него производство десятки лет. Можешь пулять раз в год или раз в месяц, не будучи завязанным на производство того турбонасоса. То же самое с системой управления и прочими подходящими для такого метода компонентами. А то что нельзя так сделать, то потребует гораздо меньшего производства и количества Палычей, и особенно пирамиды начальства над Палычами. Кстати, амы именно так заказывают всяким рейтеонам: есть программа производства, и когда она выполнена, производство сворачивается, а заказчик берёт со склада. С носителями так может не получиться, а может и получиться — заранее не скажешь. Если его можно в виде ступеней сделать серией и положить на склад (на большой склад, да) в количестве тыщи штук, то цена вопроса может быть записана в контракт, а не ползти вверх с годами. Читал что когда делали спутники для "Иридиума", некто придумал как их делать методами массового производства, что дало цену 5 лимонов за штуку. 5 лимонов за спутник связи!!! На два нолика меньше, чем обычно.
http://en.wikipedia.org/wiki/Iridium_satellite_constellation
Ну кратко как это получилось:
"
The Iridium Satellite Design Achieved Unprecedented Price-to-Performance Ratios by Embracing Best Commercial Practices"
"Developed satellite mass production techniques borrowed from the automotive
industry
• Achieved satellite production cycle time of 25 days vs. industry standard of 12-18 months
• Achieved satellite production pulse rate of 4.3 days inspired by adopted “mantra” of “5 Days Dock-to-Dock”
• Iridium was the first truly mass-produced satellite"
"Achieved 22 Consecutive Successful Launches of 95 Satellites: Initial 72 Satellites Launched in Just 12 Months, 12 Days. 14 Satellites Launched on 3 Launch Vehicles From 3 Countries in 13 Days."
И масса у них актуальная: как раз 2~3 полетели бы на лёгком носителе. Ну и под конец: "Iridium NEXT Launch Services: SpaceX"
Новый контракт на 81 спутник у них получается по 22 лимона штука в 2015. В пересчёте на формальную инфляцию $5млн стало $7.47. А в реальности, считая по нефти — х4.34, по золоту х6.00, т.е. в среднем х4.67, или 5млн х 4.67 = 23.35млн. Не хуже чем тогда
То есть метод серийного производства проверен два раза уже на очень масштабном эксперименте, и он работает.
Fakir> Что такого в лопатках турбин турбореактивного двигателя, что хорошие в состоянии делать четыре-пять стран в мире? Почему их нельзя просто делать на современных автоматических станках?
Можно, так и делают. Вот, смотри до конца и получай удовольствие, как я:
Fakir> Ну то есть видим нечто вроде конверсионки в лучшем случае.
Нечто вроде, не более того. Движки такие же логично применить, прочие материалы и технологии, но в результате получится другое, потому что другие критерии оптимизации.
Fakir> А про заказы - в очередной раз о недовостребованности попутных запусков и конверсионок же...
В той презентации "Иридиума" выше есть страница про его банкротство. Показаны причины — их всего несколько. Неправильный целевой рынок, конкуренты, организационные сложности. Вот тебе и "недовостребованность". Через сколько бюрократических дупел нужно пролезть, например, мне, чтобы запустить на конверсионном носителе чёрный ящик на 100кг, не покупая весь запуск? Сколько (раз) подождать? Вопросы риторические.