ratman> двигатели - 8 СПД-100ratman> уи = 2500 сratman> масса (без топлива) = 2 тratman> масса топлива (Xe) = 400 кгratman> потребляемая мощность = 9.8 кВт ratman> тяга = 8*0.083 = 0.664 Нratman> расход топлива = F/V = 2.7*10-5 кг/сratman> время = 171 деньratman> приращение ХС (dV)ratman> приближенно: dV = F*t/(средняя масса) = (0.664*1.48*10+7)/2200 = 4467 м/сratman> более точно: dV = U*ln(m0/m1) = 4471 м/с
всё правильно. погорячился в два раза, не годы, а полугодия
Суть такая: действительно, если лететь прямо с низкой экваториальной орбиты на ГСО, то например Ариан-44L сможет вывести в одном запуске не одну, а три платформы типа FS-1300. Стоимось запуска снижается почти в три раза. Общая стоимость спутника включающая изготовление, выведение, страховку, снизится примерно на 20%. Осталось узнать, как изменится стоимость самого спутника? Я честно говоря, не знаю, будет ли полтонны ксенона дороже, чем три тонны гидразина, и если да, то во сколько раз.
Рассмотренный вами пример какраз соответствует платформе FS-1300 в варианте для Интелсата-900. Но мощность у неё 8.5 кВт, так что гдето пару киловатт прийдётся добавить. Я понятия не имею, и очень хотел бы узнать, каков вес, стоимость и к.п.д. десятикиловатного преобразователя тока. Очень хотелось бы узнать, в каком виде хранится на борту ксенон, под каким далением и с какой плотностью, не будут ли баки больше и тяжелее, чем для трёх тонн гидразина. Стыдно признаться, но очень хотел бы узнать, каковы сейчас удельная масса, удельная стоимость и удельная мощность арсенидгаллиевых солнечных батарей. (если кто знает - скажите) Только не тех, рекордных, что на DS-1, а серийных, которые ставят на геостационарные платформы. Ну и естественно стоимость самих ЭРД. Если всё это в электрореактивном варианте увеличит стоимость спутника примерно на треть, то уже перекроет экономию в стоимости выведения. А потерянные полгода будут висеть тяжёлым минусом.
Есть ещё один непринципиальный, но малоприятный нюанс. При раскрутке с низкой экваториальной орбиты первые пару-тройку месяцев спутник на каждом витке будет входить в тень Земли. Двигатели прийдётся выключать. Понятия не имею, сколько времени нужно на включение/выключение ЭРД. Если более получаса, то вся идея рушится в корне: двигатель не успеет как следует включится. И нет ли у них ограничения по количеству включений? Если они включаются мгновенно, то всё равно время пребывания в тени нужно приплюсовать к общему времени на выведение, а это гдето месяц-два. Так что получится не 170, а 210 суток.
Так или иначе, но ни один мировой заказчик и производитель спутников не предлагают лететь на стационар с помощью ЭРД.
Даже с экватора, а вы тут с наших широт... Про себя вы конечно подумаете, что производители все вредители, им надо побольше ракет - носителей продать, вот они и саботируют
, ну а заказчики-то чего тупят?
Когда наши изобретатели от Хруничева и Челомея предлагали свои проекты, над ними довлела сверхазадача: нужно было найти хоть какое-нибудь применение доставшимся им дармовым ракетам Стрела и Рокот. Единственное комерческое применеие - геостационарные спутники связи. Но по-нормальному на геостационар они ничего не выведут, вот и ухватились за ЭРД. Как это будет реализовано на практике - никто и не думал.
А тут вроде появились заказы, вроде даже деньги пошли, за деньги надо отчитываться, а как? Оно же не полетит! По непроверенным секретным данным уже найдена палочка-выручалочка.
Диалоги будут запускать Протоном по обычной схеме прямо на геостационар по четыре штуки за раз. А уж там ЭРД развернутся в своей стихии - медленные коррекции наклонения и периода. Готово уже и оправдание: твердотопливного разгонного блока-то нету! Покупать за границей или специально разрабатывать - дорого, опыта нет. Дешевле Протоном.
Но вы, сторонники ЭРД, всё-таки пошлите письмишко с предложением: дозаправить Русланы ксеноном до 600 кг и жахнуть Зенитом-SL двадцать штук за раз, а там своим ходом на геостационар! Один Зенит ведь дешевле, чем 5 Протонов или 20 Рокотов. Вы напишите. Может вам благодарность пришлют. Или пошлют...