[image]

Электрические ракетные двигатели

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 14
RU CaRRibeaN #17.09.2001 21:30
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Коль скоро перешли с электрики на тепло, то посмотрите http://www.inspi.ufl.edu/
   
+
-
edit
 
ratman>делать в штатах очень неэффективно - тогда не только деньги, но и время надо
на 5 умножать: бюрократия в NASA серьезная...

Вообще инвесторы живут в США (и в Европе и в Японии, но с ними отдельная беседа). И почему-то американские космические инвесторы типа Била с его Большой ракетой, предпочитают инвестировать в безумно дорогую, но американскую космонавтику, а не в российскую. Конечно есть и обьективные причины (например у нас небыло пока удачных примеров "радиационных" долгожителей, 5-7 лет - это нынешний предел).

С другой стороны подвижки есть - это например сгоревший "Космос-1" планетарного общества&Центра Бабакина.

Так что идти к американскому инвестору с такими расчетами... Скорее можно получить венчурное инвестирование или кредит под это дело, но это безумно сложно.

А табличка - пока ничего менять не надо.

ratman>Да, но это уже после разогрева. А при старте давление там сколь угодно низкое.

Гм. А у них проблем с поглощением радиоизлучения на низких частотах не возникает? Газ прозрачный, поглощение не резонансное...

ratman>Вообще-то они как раз и пишут, что с повышением давления они теряли плазму (естественно !)

Блин а почему? Энергетики не хватило? рекомбинирует быстрее чем ионизируеться?

ratman>Не достаточно. А откуда вы взяли 1800 ?

У них там графики температуры в камере. Не то что ли? Какое-то странное представлении вообще информации, совершенно не практическое. Для них это скорее физический эксперимент, чем разработка двигателя. Как они меряли скорость выхлопа? Если по самым быстрым частицам - то так можно и скорость света получить :)

ratman>v(Т=5000) = 5557 м/с.

Что-то странно. Для Н2 на 3100 посчитайте плз, а то я себе не доверяю :) У меня получаеться ~6300, а должно быть ~8000. Значит чего-то эта формула не учитывает. Я даже примерно понимаю чего.

ratman>Все дело в низкой плотности, теплопотоке и теплопроводности. Газа немного, его теплопроводность низкая, он сильно охлаждается возле стенок.

А ыв уверены что с такими параметрами (низкое давление) можно разгонять газ в дифузоре? В принципе у нас есть двигателисты, че я-то свою головушку буду мучать :)
 
RU CaRRibeaN #19.09.2001 12:46
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

CaRRibeaN, узнаете расчеты ? :)
Все о чем мы с вами беседовали уже, в общих чертах, сделали. :)
А скоро (думаю где то к 2005-2006) и тяжелые платформы
появятся...

Двигатель - СПД-100 (PPS1350), цель - Луна, время выведения - 15/17 мес, вес 350 кг.
Умножаем все это на 10 - и уже можно осваивать Луну роботами :) .
Доставка 3/2.5т робота на Луну < $20М.

Одна война в Афганистане = 2000 роботов на Луне ;)

SSC
European Space Agency


404 Not Found



Кстати, обратите внимание, уи у них 1600 (я говорил 1500 :) ).
   
+
-
edit
 
ratman>Все о чем мы с вами беседовали уже, в общих чертах, сделали.

Одна но - это как всегда лишь беседы :(

ratman>Двигатель - СПД-100 (PPS1350)

Нет, это не равноценные вещи. Франзуцы достаточно многое переделали (ухудшили ;) ).

ratman>цель - Луна, время выведения - 15/17 мес, вес 350 кг.

Ага, я смотрю дата опять сползла - 2002, а хотели в ноябре-декабре этого года. У этих тоже что ли все ресурсы на Mars Express и Розетту ушли? :(

ratman>Одна война в Афганистане = 2000 роботов на Луне

У вас есть цифры стоимости войны в Афганистане? Про 2-ую чеченскую говорили что-то вроде 30 млрд. $ за 3 года. это 50 бюджетов РАКА в год.
 
RU CaRRibeaN #19.09.2001 17:47
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

ratman>>Двигатель - СПД-100 (PPS1350)

CaRRibeaN>Нет, это не равноценные вещи. Франзуцы достаточно многое переделали (ухудшили ;) ).

А что они поменяли ?

ratman>>Одна война в Афганистане = 2000 роботов на Луне

CaRRibeaN>У вас есть цифры стоимости войны в Афганистане? Про 2-ую чеченскую говорили что-то вроде 30 млрд. $ за 3 года. это 50 бюджетов РАКА в год.

Конгресс выделил $40 млрд
   
+
-
edit
 
ratman>А что они поменяли ?

Ой, ну точно я не знаю. Можно конечно отделаться "параметры"... Вас это настолько интересует? :)

ratman>Конгресс выделил $40 млрд

На что он выделил? На чеченскую или авганскую войну, али на Росавиакосмос? :biggrin:
 

Alek

опытный
ratman>>А что они поменяли ?

CaRRibeaN>Ой, ну точно я не знаю. Можно конечно отделаться "параметры"... Вас это настолько интересует? :)

да нет, не очень...

ratman>>Конгресс выделил $40 млрд

CaRRibeaN>На что он выделил? На чеченскую или авганскую войну, али на Росавиакосмос? :biggrin:

:)
на Афган
   
RU CaRRibeaN #20.09.2001 16:32
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Европейское космическое агентство намеревается продолжить исследование Луны. В конце 2002 года будет запущен зонд SMART-1 и спустя два года после продолжительных тестов питающегося от солнечной энергии двигателя выйдет на лунную орбиту.

Вот интересно о чем тут речь идет? Что это за двигатель питающейся от солнечной энергии ?
   

Alek

опытный
Да вообще-то можно было догадаться что это ЭРД (учитывая что мы его 3 раза назвали ;) ). ЭРД как раз и питаеться солнечной энергией используя один преобразователь - СБ
   

Alek

опытный
CaRRibeaN>Да вообще-то можно было догадаться что это ЭРД

Да догадался я, догадался! Иначе зачем бы я поместил эту вырезку в этот топик? Просто забыл смайлик после вопроса поставить. Я имел ввиду что журналюги могли бы так и написать ЭРД, а то написали красиво - двигатель работающий на солнечной энергии :)
   
GB CaRRibeaN #31.10.2001 20:50
+
-
edit
 
Кстати то что в плазме есть какая-то структура - глюки художника, у этих движков слишком мала плотность и слишком велика скорость, что бы проявлялись какие-то эродинамические фиговины. Это вам не сферический ЖРД at sea level
 
CaRRibeaN>
CaRRibeaN>Все  зависит  от  того,  какой  источник читаешь.  В некоторых при
CaRRibeaN>классификации  двигателей по классу электростатических проходят только
CaRRibeaN>ионные	и  их  разновидность - коллоидные.  В других источниках в этот
CaRRibeaN>класс  включены  также	стационарные  плазменные и двигатели с анодным
CaRRibeaN>слоем.
CaRRibeaN>    В  принципе,  электростатическими  можно  считать все двигатели, в
CaRRibeaN>которых     ускорение	  рабочего    тела    осуществляется	силами
CaRRibeaN>электростатического  поля.   При  этом	формальным  условием  является
CaRRibeaN>коллинеарность	вектора напряженности эл.  поля и силы, действующей на
CaRRibeaN>частицу. Таким образом под это определение попадают и ИД, и СПД.
CaRRibeaN>    Про   различие  двигателей	с  униполярным	пучком	(ионный)  и  с
CaRRibeaN>компенсированным  объемным зарядом пучка (СПД, ДАС) я уже рассказывал,
CaRRibeaN>и вроде бы нигде не ошибся.

CaRRibeaN>    Схема ИД:

CaRRibeaN>                          || нейтрализатор для подачи электронов
CaRRibeaN>                          --
CaRRibeaN>     ,------------------.
CaRRibeaN>     |	----------- | | |
CaRRibeaN>     |		    | | |
CaRRibeaN>     |		    | | |
CaRRibeaN>     |		    | | |
CaRRibeaN>     || 	    | | |
CaRRibeaN>РТ -> |катод	    | | |
CaRRibeaN>     || 	    | | |
CaRRibeaN>     |		    | | |
CaRRibeaN>     |		    | | |
CaRRibeaN>     |	  анод	    | | |
CaRRibeaN>     |	----------- | | |
CaRRibeaN>     `------------------'
CaRRibeaN>		    1 2 3
CaRRibeaN>		   ионно-
CaRRibeaN>		   оптическая
CaRRibeaN>		   система: 1. т.н. вытягивающий электрод;
CaRRibeaN>			    2. ускоряющий электрод;
CaRRibeaN>			    3. экранирующий электрод, чтобы электроны
CaRRibeaN>			       не попали в камеру (обычно это корпус).

CaRRibeaN>    Электрод  1  вытягивает  ионы из газоразрядной камеры (ГРК), затем
CaRRibeaN>ионы  ускоряются  между  1  и  2  электродами.	 Электрод 3 их немного
CaRRibeaN>тормозит, но на это можно забить.
CaRRibeaN>    Да,  еще  я  забыл нарисовать магнитную системы в ГРК.  Она служит
CaRRibeaN>для  увеличения  пути  электронов,  и,	соответственно,  увеличивается
CaRRibeaN>вероятность их столкновения с атомом РТ.

CaRRibeaN>    Схема СПД:


CaRRibeaN>                      || катод-компенсатор
CaRRibeaN>      ,-------------. --
CaRRibeaN>      | 	  |||
CaRRibeaN>      | 	  ||| внешний магнитный наконечник
CaRRibeaN>      | 	  ---
CaRRibeaN>      | ,------------
CaRRibeaN>      | ||
CaRRibeaN>   PT->  | анод
CaRRibeaN>      | ||	   кольцевой канал со стенками из изолятора
CaRRibeaN>      | `------------
CaRRibeaN>      | 	  ---
CaRRibeaN>      | --------  |||
CaRRibeaN>      | |      |  ||| внутрений магнитный наконечник
CaRRibeaN>    _ . _ . _ . _ . _ . _


CaRRibeaN>    Здесь   между  полюсными  наконечниками  имеется  магнитное  поле,
CaRRibeaN>уменьшающее  подвижность  электронов  вдоль  канала  (они скапливаются
CaRRibeaN>около  среза  и  совершают  там  азимутальный дрейф) в результате чего
CaRRibeaN>образуется  продольное	электрическое  поле,  в  котором  и происходит
CaRRibeaN>ускорение ионов.
CaRRibeaN>

между прочим, продольное электрическое поле образуется никак не от азимутального дрейфа, а от того что между анодом и катодом разность потенциалов приложена.
 
RU Старый #12.12.2001 10:54
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
CaRRibeaN>Да вообще-то можно было догадаться что это ЭРД (учитывая что мы его 3 раза назвали :wink: ). ЭРД как раз и питаеться солнечной энергией используя один преобразователь - СБ
Если вам интересно, то в качестве преобразователей солнечной энергии также часто используют ТЭП и ТЭЛП, а кроме солнечной энергии - радиоизотопные источники тепла.
   
RU CaRRibeaN #12.12.2001 11:07
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Дорогой Карибец и другие сторонники ЭРД!
Прийдётся вас расстроить: на геостационарную орбиту (далее ГСО) спутники НИКОГДА не полетят с помощью ЭРД. :-( И проблема здесь принципиальная. Начну издалека: идея "электрореактивного буксира" для геостационара существует с начала 70х гг прошлого века, практически с полёта SERT-2. Жаль, что вы не могли тогда читать популярных журналов, они пестрели аналогичными картинками как эта вот. Но увы, идея эта и сейчас точно так же далека от реализации, как и 30 лет назад. В чём же дело?
Дело в том, что для выхода на ГСО надо не только увеличить высоту орбиты, но изменить её НАКЛОНЕНИЕ до нулевого. Для запусков из России это как минимум на 45 градусов. А изменить наклонение до нулевого можно только прикладывая импульс в момент пересечения экватора. Для манёвра с высокоэллиптической переходной орбиты на ГСО тоже нужно прикладывать импульс исключительно в районе апогея. Таким образом, большую часть витка двигатель будет "отдыхать", включаясь только на короткое время в апогее (собственно говоря, так выводятся на ГСО все современные спутники).
Но для того, чтобы ЭРД выдал необходимое для перехода на ГСО приращение скорости примерно 2.3 км/с, ему нужно 90-100 дней НЕПРЕРЫВНОЙ работы. Если даже считать, что двигатель сможет работать в районе пересечения переходной орбиты с ГСО четверть всего времени витка, то и тогда на выдачу всего импульса потребуется более года. Цикл создания современного спутника связи от заключения контракта до сдачи на орбите "под ключ" составляет 9-12 месяцев. В такой ситуации вряд ли найдётся потребитель, согласный потратить целый год только на вывод спутника в рссчётную точку стояния.
Но если бы и нашёлся, то ничего бы у него не получилось. Дело в том, что (увы!) существуют возмущения орбиты, в частности прецессия большой полуоси. Большая полуось переходной орбиты (линия соединяющая апогей с перигеем, вдруг не знаете :-) )поварачивается в плоскости орбиты со скоростью примерно 5 градусов в месяц. Таким образом через 6 месяцев апогей переходной орбиты уйдёт аж на 30 град от плоскости ГСО, и нормальное выполнение манёвра станет вообще невозможным. Вот такие дела.
Нужно подчеркнуть, что эти ограничения принципиальные. Каким то образом обойти их невозможно. Использование других траекторий приведёт только к росту характеристической скорости и времени выведения. Не пытайтесь найти обходных манёвров - все они уже отвергнуты до вас. Именно поэтому быстро утихли разговоры о геостационарных электрореактивных буксирах в 70-е годы. Именно поэтому ни одна серъёзная фирма не планирует их на обозримое будущее.
Легко сказать, что нужно, чтобы всё это стало реальностью. Нужно уменьшить время выхода на ГСО до 20-40 суток, то есть увеличить тягу двигателей примерно в 10-20 раз, разумеется при сохранении нынешних массы и габаритов. Но что особенно печально - во столько же раз прийдётся увеличить мощность энергоустановки спутника. Можно ли создать солнечные батареи с удельной мощность в 10 раз больше, чем сейчас? Увы...
Да, кстати, а стоит ли вообще овчинка выделки? На современных геостационарных платформах масса топлива составляет около половины стартовой массы спутника. ЭРДУ с увеличенными солнечными батареями, преобразователями напряжения, баллонами со сжатым ксеноном и т.п. может оказаться ненамного легче, зато намного дороже.
Таким образом, дорогие сторонники ЭРД, совершить перелёт на геостационарную орбиту с помощью ЭРД при современном уровне техники невозможно. Маленькие медленные коррекции - вот их удел.
Но в то же время следите за прессой: как только появятся неизвестые сейчас новые и мощные источники энергии, так сразу же невозможное станет возможным.

PS. И не забудьте, что это не мои вымыслы, а общепринятая точка зрения всех ведущих мировах производителей спутников, реализуемая ими на практике.
   
RU Старый #12.12.2001 16:35
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>Нужно подчеркнуть, что эти ограничения принципиальные. Каким то образом обойти их невозможно.

Мдаааа... ну вы нарисовали мрачную картину :smile: ВОобще говоря можно придумать все же несколько вещей что бы обойти это "принципиальное" ограничение.
1) Запускать с экватора.
2) Запускать не с экватора, то РБ выводить на элиптическую орбиту наклонением 0 (хотя это конечно бред в какой-то мере)
3) Комбинация всего вышеперечисленного.

Вообще говоря есть одна контора, которая в серьез подумывает о доставке спутников на ГСО с помощью ЭРД - НПОмашиностроения :smile: Старый>Да, кстати, а стоит ли вообще овчинка выделки? На современных геостационарных платформах масса топлива составляет около половины стартовой массы спутника. ЭРДУ с увеличенными солнечными батареями, преобразователями напряжения, баллонами со сжатым ксеноном и т.п. может оказаться ненамного легче, зато намного дороже.

А вы почитайте что нибудь про XIPS - вод ведь дураки, правда? :smile: Поставили вместо дешевейшей гидразиновой системы стабилизации, дорогущий, и не намного более легкий (всего в 10 раз) XIPS. Чем отличаеться случай с маршевой системой спутника - тоже не могу понять. Да, ЭРД удельно тяжелее ЖРД, но в конкретном "маршевом" случае могут быть и легче. Система преобразования напряжения и мощные СБ коммерческумо связному спутнику как ни крути необходимы.
   
RU Старый #12.12.2001 16:40
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
.
CaRRibeaN>1) Запускать с экватора.

это действительно снимает ряд прпоблем, но для проектов "Диалог" и "Руслан ММ" не подходит. Их планируют запускать с Плесецка Или Байконура.
   
RU Старый #12.12.2001 16:55
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
CaRRibeaN>Вообще говоря есть одна контора, которая в серьез подумывает о доставке спутников на ГСО с помощью ЭРД - НПОмашиностроения :smile: Есть ещё и Хруничев с Диалогом или Яхтой, как их там? Но так ли уж всеръёз? Создаётся впечатление, что они просто отчаянно пытаются найти хоть какое-нибудь применение ракете "Стрела". О том, что они занимаются всеръёз можно будет судить, когда они объяснят, как же они собираются решить проблемы, о которых говорилось выше.
   
+
-
edit
 
CaRRibeaN>А вы почитайте что нибудь про XIPS - вод ведь дураки, правда? :smile: Поставили вместо дешевейшей гидразиновой системы стабилизации, дорогущий, и не намного более легкий (всего в 10 раз) XIPS. Чем отличаеться случай с маршевой системой спутника - тоже не могу понять. Да, ЭРД удельно тяжелее ЖРД, но в конкретном "маршевом" случае могут быть и легче. Система преобразования напряжения и мощные СБ коммерческумо связному спутнику как ни крути необходимы.

Про XIPS я уже сказал, читайте внимательнее: "их удел - маленькие медленные коррекции". Для этого ЭРД идеально подходят, и используются, если не ошибаюсь начиная с ATS-6. Умные, правда?

Для того, чтобы питать ЭРД с более-менее приемлемым уровнем тяги требуются СЛИШКОМ большие солнечные батареи. В проекте "Руслан-ММ" предлагают СБ мощностью в 3 кВт, тогда как полезной нагрузке нужно около 1 кВт.
При нынешней цене тяги ЭРД около 200 Вт/г двигателю с тягой в 1 кг потребуются 200-киловатные СБ. Не тяжеловато будет? Преобразователи тока для ЭРД нужны высоковольтные и мощные, не такие как для ретрансляторов. Но этот вопрос не принципиальный, это лишь вопрос стоимости выделки овчинки. А вот с баллистикой что делать?
 
RU Старый #12.12.2001 17:07
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый> Прийдётся вас расстроить: на геостационарную орбиту (далее ГСО) спутники НИКОГДА не полетят с помощью ЭРД. :-(

Полетят-полетят - никуда не денутся ! :smile: Старый> идея "электрореактивного буксира" для геостационара существует с начала 70х гг прошлого века, практически с полёта SERT-2.

Например в 78 в "Энергии" разрабатывали буксир "Геркулес" с ядерным реактором для вывода на ГСО 100-тонных (!) военных платформ :wink:

Interorbital Tug

Interorbital Tug rocket engine

// www.astronautix.com
 



Старый> Дело в том, что для выхода на ГСО надо не только увеличить высоту орбиты, но изменить её НАКЛОНЕНИЕ до нулевого. Для запусков из России это как минимум на 45 градусов. А изменить наклонение до нулевого можно только прикладывая импульс в момент пересечения экватора.

Старый> Для манёвра с высокоэллиптической переходной орбиты на ГСО тоже нужно прикладывать импульс исключительно в районе апогея.

Как это ?!!! Ничего подобного !

Давайте проведем мысленный эксперемент: на круговой орбите наклонением 45 гр., находясь на широте 20 гр., повернем вектор скорости горизонтально (в плоскость 20-й параллели). У нас получится круговая орбита с наклонением 20 гр. Так, постепенно, уменьшая наклонение, мы приведем орбиту к допустимым наклонениям.

Точно так же, постепенно, по спирали, увеличивается высота орбиты. При этом орбита все время остается почти круговой.

Старый>Таким образом, большую часть витка двигатель будет "отдыхать", включаясь только на короткое время в апогее (собственно говоря, так выводятся на ГСО все современные спутники).

Это только потому, что такие переходы найболее эффективны с точки зрения дельта-V.

Старый> В такой ситуации вряд ли найдётся потребитель, согласный потратить целый год только на вывод спутника в рссчётную точку стояния.

Во-первых меньше года, а во-вторых - если это уменьшит стоимость вывода в 3 раза - то, очередь будет от Байконура до Москвы :smile: Кроме того, радикальное уменьшение стоимости увеличит спрос и откроет этот рынок для самых разных людей. Включая тех, кто может и подождать лишний год.

Старый> Дело в том, что (увы!) существуют возмущения орбиты, в частности прецессия большой полуоси. Большая полуось переходной орбиты (линия соединяющая апогей с перигеем, вдруг не знаете :-) )поварачивается в плоскости орбиты со скоростью примерно 5 градусов в месяц.

Ключевое слово - в плоскости орбиты. Для круговой орбиты это не значит ровным счетом ничего. Кроме того, эти цифры для низкой орбитым. А на ГСО прецессия намного меньше (я думаю, порядка на полтора-два). Вопрос на засыпку - какая прецессия орбиты у Луны ? :smile: Старый> Не пытайтесь найти обходных манёвров - все они уже отвергнуты до вас.

Удобная точка зрения :wink: Старый> Да, кстати, а стоит ли вообще овчинка выделки? На современных геостационарных платформах масса топлива составляет около половины стартовой массы спутника.

А почему вы не считаете топливо и ступень для вывода на ГТО и ГСО ? Это раза в 4-5 больше, чем масса спутника вместе с его топливом.


ПС: давным-давно, в тридесятом государстве, в журнале "Техника молодежи" печатался цикл рассказов Пухова о том, как два мужика на списаном корыте летят с Луны на Землю. Каждый рассказ соответствовал части перелета и к нему прилагалась игровая программа для МК64 (точнее, подозреваю, что рассказы прилагались к программам :smile: )

А части были такие:
1. взлет, выход на лунную орбиту и маневры над грав. возмущением
2. стыковка со станцией на лунной орбите
3. выход в точку Лагранжа
4. переход из точки Лагранжа до земной орбиты (в условиях нехватки топлива)
5. вход в атмосферу

Все это давало превосходную тренировку в расчете орбит - все цифры были более-менее реальными.

До сих пор восхищаюсь програмистами - каждая программа была <100 байт. Часть статических данных использовалась в качестве кода, а часть кода была самомодифицирующейся.

Кстати, если это дело у кого-то есть, то я бы с удовольствием вспомнил молодость :smile: Заодно бы такой интерфейс к этому наваял ! :biggrin:
   
RU Старый #12.12.2001 17:12
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>> Прийдётся вас расстроить: на геостационарную орбиту (далее ГСО) спутники НИКОГДА не полетят с помощью ЭРД. :-(

ratman>Полетят-полетят - никуда не денутся ! :smile: Старый>> идея "электрореактивного буксира" для геостационара существует с начала 70х гг прошлого века, практически с полёта SERT-2.

ratman>Например в 78 в "Энергии" разрабатывали буксир "Геркулес" с ядерным реактором для вывода на ГСО 100-тонных (!) военных платформ :wink: ratman>http://www.astronautix.com/stages/intaltug.htm

да так и не разработало!
   
RU Старый #12.12.2001 17:24
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>Давайте проведем мысленный эксперемент: на круговой орбите наклонением 45 гр., находясь на широте 20 гр., повернем вектор скорости горизонтально (в плоскость 20-й параллели). У нас получится круговая орбита с наклонением 20 гр. Так, постепенно, уменьшая наклонение, мы приведем орбиту к допустимым наклонениям.

ratman>Точно так же, постепенно, по спирали, увеличивается высота орбиты. При этом орбита все время остается почти круговой.

Эти мысленные эксперименты уже давно проведены в формулах и без нас. Вы совершенно правы, такой разворот плоскости с точки зрения дельта V не оптимален, и очень неоптимален! Посчитайте на досуге потребное дельтаV и вы поймёте, что тогда даже года НЕПРЕРЫВНОЙ работы двигателю не хватит для перехода на стационар
   
RU Старый #12.12.2001 17:28
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
.

ratman>Ключевое слово - в плоскости орбиты. Для круговой орбиты это не значит ровным счетом ничего. Кроме того, эти цифры для низкой орбитым. А на ГСО прецессия намного меньше (я думаю, порядка на полтора-два). Вопрос на засыпку - какая прецессия орбиты у Луны ? :smile: Опять приходится повторяться - невнимательно читаете (или может быть невнятно излагаю). Я говорю о прецессии ПЕРЕХОДНОЙ орбиты, то есть высокоэллиптической орбиты, апогей которой касается геостационара, а перигей гдето у земли. Вот её-то апогей уйдёт из плоскости экватора, и увы, прямой манёвр на несоприкасающуюся орбиту невозможен. Нарисуйте на листочке, и всё поймёте.
С луной пример не в тую. Скорость прецессии большой полуоси обратно пропорциональна фокальному параметру, а он у орбиты луны ровно в 10 раз больше , чем у геостационарной, и почти в 100 раз больше, чем у переходной. (что такое "фокальный параметр" не надо объяснять?)
Да вы голову не забивайте теорией, возьмите Годдардовские TLE например на блоки ДМ, которыми запускали Астру-1F, Тельстар-6 и всякую прочую Гаруду, и посмотрите по ним, как прецессирует большая полуось. Там диапазон переходных орбит какраз такой, какой будет в нашем случае.
   
RU Старый #12.12.2001 17:41
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>ПС: давным-давно, в тридесятом государстве, в журнале "Техника молодежи" печатался цикл рассказов Пухова о том, как два мужика на списаном корыте летят с Луны на Землю. Каждый рассказ соответствовал части перелета и к нему прилагалась игровая программа для МК64 (точнее, подозреваю, что рассказы прилагались к программам :smile: )

ratman>А части были такие:
ratman>1. взлет, выход на лунную орбиту и маневры над грав. возмущением
ratman>2. стыковка со станцией на лунной орбите
ratman>3. выход в точку Лагранжа
ratman>4. переход из точки Лагранжа до земной орбиты (в условиях нехватки топлива)
ratman>5. вход в атмосферу

ratman>Все это давало превосходную тренировку в расчете орбит - все цифры были более-менее реальными.

ratman>До сих пор восхищаюсь програмистами - каждая программа была <100 байт. Часть статических данных использовалась в качестве кода, а часть кода была самомодифицирующейся.

ratman>Кстати, если это дело у кого-то есть, то я бы с удовольствием вспомнил молодость :smile: Заодно бы такой интерфейс к этому наваял ! :biggrin: Читал. летал. не сохранил.
но в принципе можно и без неё не хуже наваять, с нынешними-то возможностями! у меня друг этим увлекается.
А МК-64 до сих пор жива. а как тут улыбку ставить?
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 
ratman>А почему вы не считаете топливо и ступень для вывода на ГТО и ГСО ? Это раза в 4-5 больше, чем масса спутника вместе с его топливом.


опять вы что-то не поняли. В обоих случаях вывод на ГПО производится обычном разгонным блоком,(а в проектах Руслан ММ и Диалог даже твердопливным), так что тут ЭРД никакого преимущества не даёт. Переход с ГПО на ГСО производится самим спутником с помощью бортового двигателя, в одном случае это ЭРД, в другом обычный ЖРД, запас топлива для которого составляет 50% стартовой массы спутника. Никаких ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ блоков, которые я якобы не учитываю, нет. Всё, что вы сможете сэкономить, применив ЭРД - это вот этот вес топлива, хотя часть экономии будет потрачена да дополнительные СБ, баллоны с ксеноном и т.п. А всё это стоит дороже гидразина. Так что говоря о снижении стоимости в 3 раза, вам надо постараться объяснить, на чём , собственно, вы собрались столько наэкономить.
 
1 2 3 4 5 6 7 14

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru