Здравствуйте!
1. О прототипе форм Т-34. Мне раньше казалось, что, не мудрствуя лукаво, ХПЗ воспользовалось всё тем же Christie, образцом 35-го года: пулемётный скоростной безбашенный танк с очень характерной курсовой пулемётной установкой в лобовой бронедетали корпуса. Форма корпуса буквально повторена и родственность с БТ полная, только башню добавили — решили обойтись без эксцентричности (что, кстати, может объяснить её рудиментарность). Хотя, конечно, следует подождать то, что выкопает М. С. Свирин, до Кёнига, правда, не дошёл не один из его трудов, представление о них приходится получать из Internet, что, учитывая отношение Свирина к авторским правам...
Так что удивление от форм Т-34 специалистов Aberdeen странно.
2. По поводу высказанных там же (в Aberdeen) соображений об уменьшении толщин бронирования Т-34 при сохранении снарядостойкости. Хотелось бы услышать мнение понимающих людей о том, что могло иметься ввиду.
3. Отдельно хотелось бы заступиться за компоновку Т-28, Pz-4 и Pz-3. Сравнивать её с компоновкой современных ОБТ некорректно потому что машины эти совсем разных классов и назначения. Послевоенный ОБТ скорее напоминает появившиеся в ходе войны тип Panzer Jager с башней. Тройку с четвёркой надо сравнивать с современными БРМ и даже БМП (машинами поля боя, взаимодействующими с пехотой) и, соответственно, с их компоновочными решениями. При том надо учесть, что большинство агрегатов тех танков были менее эффективными и более объёмными, а вот по размерам ОБТ их превосходят. Одним из важнейших для тех танков было могущество пулемётного огня, и по этому показателю тогдашние танки превосходили ОБТ.
Таким витиеватым способом я хотел сказать, что если бы под задачи тех танков разрабатывали бронетехнику сейчас, то
+ короткоствольная, малокалиберная пушка с большим БК,
+ вертикальная броня,
+ рубленые формы,
+ переднее ведущее колесо,
+ многоколёсные тележки,
+ карбюраторный двигатель,
+ многочисленный экипаж,
+ множество люков
+ и, даже, многобашенность
были бы оправданы и сейчас. Из комплекта тогдашних технических решений выпадает разве что колёсногусеничность («гениальный» Christie).
Дмитрий Журко, Кёнигсберг (Калининград)
PS Хочу сразу предупредить, что отвечать на реплики по поводу своего же сообщения в предложенном здесь темпе я не в силах — я читатель, а не писатель. Да и с источниками в наших краях плоховато, приходится многое домысливать, а мыслить быстро для меня означает — плохо.