GrayCat>Ну, можно ведь и не "в лоб" подходить Современные DSP-шники, в сочетании с хорошим программером, способны полезный сигнал "с того света" вытянуть. Особенно, если хоть немного знать заранне, как он "выглядит".
Дело не в цифровой обработке сигнала и не в программерах. Существует очень развитая теория оптимального приёма, заложенная ещё в начале 50 годов. В этой теории доказано, что оптимальным, то есть наилучшим, из всех возможных способов обработки сигнала с целью его обнаружения или распознавания является корреляционная обработка. Корреляционная обработка подразумевает вычисление корреляции принимаемой смеси сигнала и шума с опорной копией сигнала, с последующим принятием решения по значению полученного уровня корреляции (например, сравнением вычисленной корреляции с заранее выбранным порогом).
Тут очень важно понимать, что оптимальный - это не значит хороший. Это наилучший из того г..., что мы имеем. Если уровень помех велик, то и результат будет плачевным. А в нашем случае уровень помех очень велик!
Мне ещё показалось, что Вы впадаете в распространённую ныне эйфорию по поводу цифровых способов делания того или иного. Цифра сама по себе чудес не делает. Все цифровые чудеса были известны задолго до появления доступных цифровых методов. Сила - в правильной теории. Цифра - это только инструмент, хотя и оптимальный на сегодня.
GrayCat>Ну хотя бы так: ставим в ГрАНТ два микрофона: один слушает землю, другой - движок. Из "спектра земли" вычитаем "спектр движка", и слушаем, что осталось. На самом деле, все несколько сложнее, но я не спец ( пока ) в обработке сигналов. Разговоры вряд ли удастся подслушивать, но какие-то "техногенные" звуки - вполне.
То, о чём Вы говорите, правильно! Это использование априорной информации о помехе (в нашем случае о шуме двигателя). Но если уровень помехи у Вас в сотни тысяч раз выше уровня полезного сигнала, то это тоже ничего не даст. Вспомните о больших погрешностях разности при вычитании близких чисел! Это Вы проходили в курсе численных методов. Так вот, если на одном микрофоне помеха+сигнал, а на другом (допустим) только помеха, то при превышении помехи над сигналом в сотни тысяч раз разность показаний будет являться не сигналом, как Вам кажется, а ошибкой вычитания. Если, конечно, динамический диапазон Ваших микрофонов и АЦП не настолько огромен, чтобы ощутить присутствие слабого-слабого сигнала на фоне огромного-огромного шума. Да ещё надо и уровни так отрегулировать, чтобы вычитание имело смысл. Иначе в разности Вы получите тот же шум двигателя.
Наверное, по Вашему способу можно будет услышать техногенные звуки типа формирующихся поездов на горке или работу прокатного стана.
А насчёт обработки сигналов спецом Вы станенте. Направление мысли правильное. Извините за менторский тон
. Я-то спец
.
Да, ешё о "тихом" двигателе. Он тихий только для человека находящегося на удалении несколько сот метров и на фоне окружающих "естественных" шумов.