Гарпунер>Например, я благодарен Суворову за пересмотр оценок финской войны. Да, несли большие потери, топтались и не могли прорвать - но в каких условиях!
А какие в декабре были условия? Финский генерал-лейтенант Х.Энквист, командующий II армейским корпусом вел дневник, в котором записывал дневную температуру каждый день с первого до последнего дня войны. 30 ноября было плюс 3. До 20 декабря 1939 г. на Карельском перешейке температура колебалась от +2 до –7. Далее до Нового года температура не опускалась ниже минус 23. Морозы до –40 начались второй половине января, когда на фронте было затишье. Причем мешали эти морозы не только наступающим, но и обороняющимся. Маннергейм пишет: «Вскоре начались исключительно жестокие морозы, поставив как нападающую, так и обороняющуюся стороны перед самыми тяжелыми испытаниями». Вообще Маннергейм написал в своих мемуарах нечто совершенно противоположное утверждениям В.Суворова: «К сожалению, снежный покров продолжал оставаться слишком тонким, чтобы затруднять маневрирование противнику» ( Op.Cit., p. 268). Если не устраивает качественная оценка, данная Маннергеймом, то можно привести и точные цифры. Например, в оперсводках советских дивизий в конце писали толщину снежного покрова. В оперсводке 123 сд №257 от 15.12.39 г. указано «Глубина снежного покрова 10-15 см». (РГВА, Ф.34980, Оп. 10, д.2048, л.4, этот документ я смотрел лично в РГВА). Напомню, что 15 декабря это разгар первых, неуспешных боев на Линии Маннергейма.
С уважением,
Алексей Исаев
"Полк связи -это то место, где легче всего набрать добровольцев для массовых расстрелов" Ю.Мухин "Антироссийская подлость" стр.521