Старый>Чего ж вы тогда не вмешались за правду, а?
Вмешались-таки и разубедили, так что не распаляйтесь зря
Старый>Вы видать крутые специалисты в области ЖРД. Тогда просветите Старого Ламера какова частота вращения ТНА РД-170, 180 и 191?
К сожалению, крутым специалистом стать не удалось - работаю совсем в другой области
.
Обороты же ТНА в РД-170 подсказать могу - 13850 в минуту (14500 по другому источнику). Это даже ниже, чем можно было бы ожидать от ТНА с бустерами (на SSME при меньшем напоре обороты LOX TP 27000 rpm) и объясняется большим диаметром вала и односторонними подводами к насосам (в том числе и окислителя).
Если бы подводы насосов сделали двухсторонними, то вероятно с увеличением частоты уменьшилась бы масса (
вероятно - т.к. двухсторонний подвод сложнее и тяжелее).
Здесь виден возможный резерв по снижению удельной массы:
увеличение оборотов основного ТНА за счет двухсторннего подвода и/или повышения доли напора бустера (бустер сохраняется
).
Обороты у 180/191 я не знаю, но предполагаю, что они выше. Если найдете точные данные - поделитесь
.
Повторюсь, что по массе и простоте РД-170 не является оптимальными - в силу того, что он был первым (и остается таковым) в своем диапазоне давлений, далеко превышающем "разумный" с точки зрения мирового (да и собственного тоже) опыта.
А сейчас как раз у Энергомаша этот опыт уже есть. И наверняка они первые увидели все недостатки своего детища, но кричать об этом на каждом углу никогда не будут - рынок-с, товар продавать нужно и ему реклама нужна, а не антиреклама
.
Но я думаю, что именно двигатели, которые могут быть постороены с учетом достижений (а также и отрицательного опыта) РД-170/180, определяли бы мировой опыт завтра
.
Старый>Вы в курсе, что почти все американские старые ЖРД "шестерёнчатые"? На двигателях более поздней разработки от этого "опыта" отказались. Наверно уже знание вмешалось?
Вот-вот, и я о том же
Повторюсь и насчет Ангары (точнее - 191). То, что при отсутствии должного финансирования Энергомаш зациклился практически на масштабировании РД-170, это не очень хорошо. Понять их можно - все-таки легче и дешевле (в разработке) использовать уже готовое (или почти готовое), чем делать все заново. Но есть в этом и положительный момент - по крайней мере не будет потеряно то, что было уже достигнуто.
При наличии же денег следовало делать новый упрощенный двигатель, но без возврата в диапазон ниже 20 МПа.
Старый>Но и тут оказалось выгоднее установить два отдельных ТНА. CaRRibeaN>Почему? Что 2 ТНА дешевле 1? Докажите.
Очень даже может оказаться, что для водородников 2 ТНА дешевле - слишком уж разные оптимальные обороты для насосов LOX и LH. КПД насосов на одном валу будут всегда ниже КПД раздельных насосов => потребная мощность одной турбины выше суммарной мощности двух => геренаторный газ горячее и/или с б
ольшим давлением. Кроме того, из-за относительно низкого КПД одновального ТНА его масса может оказаться даже больше, чем суммарная масса двух ТНА (с двумя турбинами!). Единственный недостаток двух ТНА с одним ГГ - сложное уплотнение между турбиной и насосос LOX.