Старый> ... а также широкое применение РДТТ. Как вы относитесь к мировому опыту в этм вопросе? varban>К мировому опыту в этом вопросе следует относиться с сожалением.Старый> Ну, не всё так печально. В ихнем случае применить РДТТ оказывалось дешевле/эффективнее чем морочиться с мощными ЖРД.
За счет низкой надеждности.
Надеждность РДТТ вообще очень хитрая штука.
Высокая надеждность РДТТ можно достичь в случае, если в заряде не достигаются механические напряжения, близкие к предельным. Для лучших из смесевых топлив это толщина свода порядка 1000 mm. Дальнейшее наращивание свода ведет к вероятности отрыва заряда по ЗКС (защитно-крепящему слою).
Конечно, с этим борются конструкторскими мероприятиями (секционирование, многослойный ЗКС, etc.), тщательным контролем, многоуровневыми испытаниями и т.д.
Но контроль
одноразовых по своей сущности РДТТ резко отличается от контроля ЖРД, которых можно и прожечь на стенде в 100% объеме.
Можно показать (и показывают в соответствующих курсах определенный специальностей
), что если задаться надеждностью 99, то разработка и серийное производство крупного РДТТ дешевле, чем ЖРД. Если же задаться 99.99, то ЖРД обходится дешевле.
Есть еще одна заморочка. Надеждность крупного, правильно сконструированного РДТТ определяется прилежащих к заряду элементами - тот же ЗКС, абляционная термозащита, прокладочки/резиночки и т.п. И конечно же, самом зарядом.
А производство смесевых топлив с одной стороны и прогнозирование их надеждности с другой требуют совершенно разных технологий и даже мышления. И поэтому-то производитель вынужден пользоваться услугами разработчиков (sic!) для поддержания и повышения надеждности зарядов в серийном производстве.
Кстати, именно по этой причине SS летит уже 20 лет на одной и той же марки топлива. После катастрофы Чаленджера все разработки перспективных рецептур были прекращены и разработчики занялись повышением надеждности.
И еще насчет дешевизны - килограмм смесевого топлива для SS стоит больше $10.
Выше правильно было сказано - выбор РДТТ для SS - не техническое решение.