Fakas>Что касается удешевления. Я лично (и это мое сугубое личное мнение не претендующее в отличии от нек-х на истину в последней инстанции) не верю в моду на дешевые решения ценой удельных параметров. А если посмотреть на историю космонавтики, то решения, созданные под лозугом "дешевизна любой ценой" оказались не жизнеспособными.
Если вы имеете в виду меня, то вы воюете с ветряными мельницами. Ни ухом ни рылом я нигде не предлагал и не имел ввиду дешевизну любой ценой. Пропадая во времени и пространстве в период 11-29 марта, я всё-таки из небытия проник на форум чтобы донести эту мысль: крайние решения не дают желаемого результата. Нужно искать золотую середину. (постинг от 14 марта на 6-й странице) Не годятся как дешевизна, так и высокие удельные параметры "любой ценой". Когда речь идёт о массовой ракете, тем более коммерческой, "любая" цена оказывается обычно слишком высокой. К сожалению в проекте Ангары высокие удельные параметры получены какраз очень высокой ценой.
Fakas>Первейшее из них — Space Shuttle. Как известно одной из главных задач его создания было снижение стоимости вывода на орбиту. Вроде бы все очевидно и просто — самые дорогие узлы мы используем несколько раз чем экономим тучу средств. Чем закончилось все знают.
Этот пример немного не из той области. Его хорошо применить при критике Байкала или парашютного спасения УРМ.
Дороговизна Шаттла получилась отнюдь не из-за дорогих технических решений, кроме ССМЕ там и наворотов-то особых не было. Дорогой он получился какраз из-за многоразовости. Это потребовало поставить на борт очень много систем (хоть и не особо дорогих каждая в отдельности), которых нет на одноразовой РН. В итоге и получилось, что изготовление одного шаттла эквивалентно десяткам обычных РН. Опять же из выводимой на орбиту массы непосредственно ПОЛЕЗНОЙ нагрузкой оказывается менее четверти, а оплачивать приходится всю. Ну и наконец инфраструктура, в том числе содержание отряда космонавтов. Так и набралось. (Извиняюсь, что на шаттл отвлёкся, эта тема мне тоже близка, ещё до его первого полёта вопросом его "дешевизны" интересовался)
Fakas>Последнее время одновременно с расцветом dot-комов появилось множество проектов дешевых РН — ВА-2, Х-33, Ротон и прочая. Что интересно все они уже далече(вместе со многими dot-комами). Все шустро брались за дело, но во что-то утыкались.
Опять же отнюдь не в последнее время. Началось всё кажись ещё в конце 70-х с незабвенного ОТРАГа. Потом разные Конестоги, Амроки, ещё бог знает что. У Вэйда много можно найти. Прошедшая волна Х-33, Ротона, Кистлера и прочее это уже третья, объединяемая понятием "новые многоразовые". У меня это всё не вызывало ничего, кроме чувства глубокого возмущения. Если не верите, спросите в редакции НК, сколько я своей и ихней крови пролил, пытаясь их уговорить не пачкать страницы журнала этими "проектами". Так что идею "в космос на низких нехнологиях" по крайней мере со мной не связывайте. (кстати, что такое "дот-ком"?)
Fakas>В то же время чемпионами по дешевизне остаются РН, кот-е в свое время были пределом по удельным характеристикам и интенсивности процессов.Это сейчас Протон да "семерка" уже старички (конечно и за счет своей старости они дешевые, но...). А тогда они были вершиной. [ слишком длинный топик - автонарезка ]