Ангара-II

Теги:космос
 
1 6 7 8 9 10 11 12

Fakas

опытный

Блин, ну не хотел я с Вами дискутировать, но ладно...

Старый>Тут уже не так очевидно. В своё время они действительно имели предельные по двигателям характеристики. Но эти характеристики какраз и оказались близки к оптимальным.Есть у двигателей некое оптимальное давление, дальнейшее повышение которого увеличивает сложность но уже не даёт существенного увеличения УИ. У двигателей открытой схемы это гдето 80 атм, замкнутой - 150-180 атм.

Откуда дровишки ? Вообще вопрос об оптимуме оч. сложный. Т.е. теоретизировать можно до бесконечности, а вот получить действительные массо-габаритные характеристики системы можно только проведя определенный и немалый объем НИОКР.
Названный Вами оптимум по открытой схеме ок. 8-10 МПа известен как предел открытой схемы. Пределов для схемы с дожиганием я не упомню :) . Я не придрался к значению, я только хочу сказать, что в обзорах перспектив ЖРД я не видел пределов по Рк для схемы с дожиганием. Наоборот, перспективными считались ЖРД с Рк ок. 40 МПа и охлаждением кислородом.
Старый>Какраз в этих значениях и оказались двигатели Союза и Протона. Какраз попали на ту самую "золотую середину".

Если бы ее знать эту "золотую середину". IMHO только с мощной и всеобъемлещей CAD ЖРД и системами их цифрового моделирования можно будет что-то делать. А так... Но увы, то поколение, кот-е должнобыло у нас это сделать (т.е. мое поколение), увы попало мимо КБ :(.
Старый>Ну, правда на Союзе есть решение, которое теперь не назовёшь простым - это привод ТНА и наддув бака горючего вспомогательными компонентами, но не во всём же ему быть идеалом.

Это как раз самое простое решение, не зря оно было первым.

Старый>Так что дешевизна Союза и Протона обусловлена на мой взгляд простотой конструкции и оптимальными давлениями в КС.

Я немного слукавил — их дешевизна обусловленна в первую очередь их массовостью и серийностью. В этом еще одна проблема разработки новых РН — оч. большой срок окупаемости.

Старый> Под лозунгом "дешевизны любой ценой" будут проигрывать. Под лозунгом "удельные параметры любой ценой" проиграют ещё быстрее. Мне сдаётся, что выиграет ракета максимально соответствующая критерию стоимость/эффективность.

Та же проблема — как без объемных НОИКР равнозначных разработке оценить этот критерий ?

Fakas>>Вобщем ребята, я уже наврено сотый раз пишу — ЖРД и РН в челом слишком сложная и многокритериальная система, что бы можно было мыслить готовыми рецептами — вот сделаем то-то получим афигенную весчь — серебряных пуль в природе не существует. Увы.

Старый> Так что позволю себе усомниться в том, что Ангара это та самая серебряная пуля. В следующем постинге попробую ещё раз собрать все доводы (если текущие заботы в том числе ответы в других топиках не отвлекут). А вы по существу и опровергайте, чем по вашему она так хороша.

А я и не собираюсь защищать Ангару. Вы где то видели хоть полслова в ее защиту от меня ? Моя точка зрения на этот проект — трата денег налогоплательщиков. Увы мужики, но мне кажется это именно так. Под предлогом политического решения ухода с Байконура просто "осваиваются" средства. Если бы меня спросили о РН нового поколения, я бы ответил — она уже была. Это комплекс "Энергия". Именно комплекс — "Зенит", "Энергия-М", "Энергия" и далее какие нужно монстры на ее основе :) . Вполне возможно, что если бы ее не похоронили вместе с СССР, то ее показатели экономичности вышли бы на 2-е после старичков место. А так получается изобретение велосипеда, с грязной водой выплеснули весьма бодрого ребенка :(.
Sapienti sat !  
Fakas>Я лично не верю в моду на дешевые решения ценой удельных параметров.

Необходимо расширить: при создании коммерческого носителя нужно осторожно относится к любым экстремальным решениям - как снизу (примитивизация вроде BA-2), так и сверху (Шаттл, Буран).

avmich>Поетому и хочется сначала попроще - без криогеники, без ТНА

Вот это как раз экстремальное решение ("без ТНА" так уж точно).

Не следует стремление к упрощению понимать как стремление к примитивным решениям. Естественно, уровень "простого" для разных компаний будет разным: для одних наличие ТНА само по себе выглядит сверхсложным, а для других уменьшение количества элементов в ТНА (цельный ротор порошковым методом, корпус сложным литьем, гидростатические подшипники и т.д.) будет существенным упрощением.
Первые упрощают путем регресса, а вторые - двигая технологию вперед. Очевидно, что первый тип компаний в итоге всегда будет проигрывать.

Второй тип экстремизма (сверху) для коммерческих РН не менее вреден.
 
RU Старый #09.04.2002 12:25
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>А я и не собираюсь защищать Ангару. Вы где то видели хоть полслова в ее защиту от меня ? Моя точка зрения на этот проект — трата денег налогоплательщиков. Увы мужики, но мне кажется это именно так. Под предлогом политического решения ухода с Байконура просто "осваиваются" средства. Если бы меня спросили о РН нового поколения, я бы ответил — она уже была. Это комплекс "Энергия". Именно комплекс — "Зенит", "Энергия-М", "Энергия" и далее какие нужно монстры на ее основе :) . Вполне возможно, что если бы ее не похоронили вместе с СССР, то ее показатели экономичности вышли бы на 2-е после старичков место. А так получается изобретение велосипеда, с грязной водой выплеснули весьма бодрого ребенка :(.

Всё остальное пока оставлю без внимания. Это хорошо, что вы Ангару не защищаете. :D
По поводу Энергии. Знал я про неё и раньше, но тут ещё на буран.ру прочитал. Ведь это же чудовищно! Такие колоссальные трудности пришлось преодолеть, такие дорогостоящие решения принимать и внедрять! Да даже в эксплуатации одно содержание всей этой инфраструктуры чего будет стоить! В изготовлении - один только центральный блок отфрезеровать! Там эти километры трубопроводов посчитаны - аж на оторопь берёт. И что интересно - так и не нашёл, ради чего такое высокое давление в РД-170 выбрано? Получается, что ради компактности.
Вобщем на мой взгляд Энергия - это обратный пример, пример того, как не надо делать. По сравнению с ней Шаттл - это деревенская телега, а ПН вроде одинакова. Так можно и проиграть какому-нибудь Шаттлу-С, даже с учётом дешевизны нашей рабочей силы.
Скажите: если предположить ракету той же схемы и грузоподъёмности, что и Энергия-М но технологически более простую, почему вы будете против неё?
Старый Ламер  

Fakas

опытный

Fakas>>Если бы меня спросили о РН нового поколения, я бы ответил — она уже была. Это комплекс "Энергия". Именно комплекс — "Зенит", "Энергия-М", "Энергия" и далее какие нужно монстры на ее основе :) . Вполне возможно, что если бы ее не похоронили вместе с СССР, то ее показатели экономичности вышли бы на 2-е после старичков место. А так получается изобретение велосипеда, с грязной водой выплеснули весьма бодрого ребенка :(.

Старый> Всё остальное пока оставлю без внимания. Это хорошо, что вы Ангару не защищаете. :D

Что бы защищать или критиковать надо иметь определенный объем информации. По Ангаре у меня его нету. Открытая же информация приводит меня к уже изложенным печальным выводам.

Старый> По поводу Энергии. Знал я про неё и раньше, но тут ещё на буран.ру прочитал. Ведь это же чудовищно! Такие колоссальные трудности пришлось преодолеть, такие дорогостоящие решения принимать и внедрять! Да даже в эксплуатации одно содержание всей этой инфраструктуры чего будет стоить! В изготовлении - один только центральный блок отфрезеровать! Там эти километры трубопроводов посчитаны - аж на оторопь берёт.

Я более чем уверен. что Королеву в свое времятоже говорили — это ж камеру фрезеровать, 20 КС одновременно поджигать. А это непонятное крепление 1-й ступени... Ой как это сложно. И такое Рк высокое.

Челомей наверно тоже слышал в свой алрес — авантюрист, автоматизированная заправка, огромные горшки КС с керамическим покрытием. И т.д. и т.п.
Почему я вспоминаю Энергию. В отличие от Ангары и прочих она уже дошла до стадии ЛКИ, 2 раза летала, и неплохо летала. 1-я ступень в виде Зенита жива. Инфраструктура в основном была создана, технология движков отработана и поставлена в серию. Терять все это было глопо по крайней мере.

Старый>И что интересно - так и не нашёл, ради чего такое высокое давление в РД-170 выбрано? Получается, что ради компактности.

Уболтали, прикину размеры КС для тяги РД-170. Наверняка там таакое получится... К Вашему сведению в таком сл-е от понижения Рк ТНА не сильно полегчает. Увеличение размеров КС влечет за собой увеличение гидропотерь в рубашке, а значит и потребного давления на выходе из насоса горючего. Опять же встанет проблема УВТ — большой камерой не покачаешь, придется рулевые делать, а это еще потеря Iуд. Нееее, нафиг, я диплом по новой счас уже не сделаю :) .

Старый> Вобщем на мой взгляд Энергия - это обратный пример, пример того, как не надо делать. По сравнению с ней Шаттл - это деревенская телега, а ПН вроде одинакова.

Стой раз два. ПН Шаттла макс 30 т. ПН Энергии 100 т :) .
А по поводу простоты... Сравнение РД-0120 и SSME что то не дает мне основания говорить о том, что второй проще.
У Вас есть данные аналогичные Энергии по Шаттлу — трубопроводы и пр. ?

Старый> Скажите: если предположить ракету той же схемы и грузоподъёмности, что и Энергия-М но технологически более простую, почему вы будете против неё?

Если у нее будут итегральные удельные параметры, а именно соотношение взлетна масса / масса ПН значительно хуже (по сравнению с экономией) и еще более монстроидальные размеры, которые затруднят производство и разработку такой РН то да.
Sapienti sat !  
RU Старый #09.04.2002 13:36
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>Откуда дровишки ? Вообще вопрос об оптимуме оч. сложный. Т.е. теоретизировать можно до бесконечности, а вот получить действительные массо-габаритные характеристики системы можно только проведя определенный и немалый объем НИОКР.

Обобщив параметры всех известных двигателей можно сделать некоторые общие выводы.

Fakas>Названный Вами оптимум по открытой схеме ок. 8-10 МПа известен как предел открытой схемы.

Что значит "предел"? Ничего не мешает сделать и 200 атм. Только что после 100 атм потери на привод ТНА превысят рост УИ камеры и общий УИ начнёт снижатся. Но если к примеру важна компактность а на УИ наплевать то можно и 200 забабахать. Так что 70-90 атм это именно оптимум. Ну может и не оптимум, но никак не предел. Но это не принципиально.

Fakas>Пределов для схемы с дожиганием я не упомню :) . Я не придрался к значению, я только хочу сказать, что в обзорах перспектив ЖРД я не видел пределов по Рк для схемы с дожиганием. Наоборот, перспективными считались ЖРД с Рк ок. 40 МПа и охлаждением кислородом.

Говорю же вам: предел и оптимум это не одно и то же. Конечно кроме технических трудностей ничего не мешает подымать давление до бесконечности. Но зачем? При росте давления УИ растёт асимптотически дальнейший рост давления не ведет к заметному росту УИ. Сравнение НК-33 и РД-170 - яркий пример. У НК-33 УИ составляет 300/330 сек, у РД-170 - 310/337 сек. То есть рост давления на 100 атм дал прирост УИ аж на 9 сек. Зато сколько дал проблем! Скажите прямо, как вы считаете: рост сложности РД-170 оправдывается этими 9-ю секундами?
Можно напомнить, что прототип НК-33 был сляпан за пять лет (62-67гг) на "голом месте" коллективом не имевшим никакого опыта создания ЖРД. И у них практически не возникло проблем, разве что конструкторская ошибка неопытного коллектива, которая приводила к взрывам ТНА и была потом устранена на НК-33.
А потом можно вспомнить во что вылилось создание РД-170. (я и раньше слыхал, но прочитав на буран.ру ОБАЛДЕЛ). И все проблемы были связаны именно и исключительно с высоким давлением. Вот и скажите: оправданы эти проблемы теми 9-ю секундами УИ?
Можно конечно и до 400 давление довести и на этом ещё десяток секунд УИ выжать. Только какая будет температура газа на турбине? У РД-170 она до 700град цельсия. Можно конечно турбину и из алмаза сделать, но оправдает ли это 10 сек УИ?

Fakas>Если бы ее знать эту "золотую середину". IMHO только с мощной и всеобъемлещей CAD ЖРД и системами их цифрового моделирования можно будет что-то делать. А так... Но увы, то поколение, кот-е должнобыло у нас это сделать (т.е. мое поколение), увы попало мимо КБ :(.

Вера в то, что любую проблему можно решить только на компьтере не вполне обоснована. Наиболее общие закономерности можно представить и так. Компьтер конечно позволяет всё детализировать и уточнить, но в общем ситуация ясна.
А ваше поколение за рубежом, которое попало-таки в КБ, отказалось от гонки за удельными параметрами и перешло к критерию стоимость/эффективность. Примером тому двигатели начиная от Викинга и кончая РС-68, а также широкое применение РДТТ. Как вы относитесь к мировому опыту в этм вопросе?

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Старый Ламер  
RU Старый #09.04.2002 13:36
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>>Ну, правда на Союзе есть решение, которое теперь не назовёшь простым - это привод ТНА и наддув бака горючего вспомогательными компонентами, но не во всём же ему быть идеалом.
Fakas>Это как раз самое простое решение, не зря оно было первым.

Ага! Ничего себе простота! Два дополнительных бака, два насоса с шестерёнчатыми мультипликаторами в ТНА, ну и соответственно два дополнительных компонента при заправке. А как альтернатива - всего лишь ГГ с избытком горючего. Только тогда его просто не сумели или не додумались сделать.

Fakas>Я немного слукавил — их дешевизна обусловленна в первую очередь их массовостью и серийностью. В этом еще одна проблема разработки новых РН — оч. большой срок окупаемости.

Конечно дешевизна обусловлена массовостью. Но если бы они были технологически сложнее, то и в массовом производстве были бы дороже. Кстати, при большой серии стоимость так сказать асимптотически стремится к технологической себестоимости.
Но поскольку в случае с Ангарой речь идёт о создании новой ракеты на длительную перспективу, то в любом варианте это будет большая серия и все факторы этого характера будут действовать на любой вариант одинаково.

Fakas>Та же проблема — как без объемных НОИКР равнозначных разработке оценить этот критерий ?

Точно оценить нельзя. Но примерные выводы сделать можно. И без расчётов можно заключить, что двигатель ряда РД-170 переусложнён, что не окупается ростом УИ. Или сделать вывод, что гладкие стенки дешевле фрезерованных а наддув гелием дороже наддува кислородом. Или что чем меньше в ступени блоков, тем она дешевле. Можно оценить даже на нашем уровне, к какому снижению ПН приведёт применение этих простых решений. Ну и не следует забывать мировой опыт: развитие ракетостроения в сторону удешевления производства и эксплуатации.

Fakas>А я и не собираюсь защищать Ангару. Вы где то видели хоть полслова в ее защиту от меня ? Моя точка зрения на этот проект — трата денег налогоплательщиков. Увы мужики, но мне кажется это именно так. Под предлогом политического решения ухода с Байконура просто "осваиваются" средства.

Нет, ситуация тут несколько иная (если вы не знали). Суть-то какраз в том, что средства не осваиваются, ибо их нет. Основа событий в том, что воспользовавшись обстановкой ЦиХ решил протолкнуть свой проект. В качестве "толкача" - пробивной идеи - он выбрал идею универсализации. Поэтому в выборе параметров УРМ он оказался связан размерностью лёгкого носителя и набором существующих изделий - двигателем на базе РД-170 и корпусом на базе малого диаметра орбитальных станций. Вот и вся ситуация.

Если бы меня спросили о РН нового поколения, я бы ответил — она уже была. Это комплекс "Энергия". Именно комплекс — "Зенит", "Энергия-М", "Энергия" и далее какие нужно монстры на ее основе :) .

Меня никто не спрашивал, но я уже изложил, какой вижу РН нового поколения. По схеме аналогична Энергии-М но предельно простая. Двигатели с давлением 150 атм, баки из гладких листов и т.д. ПН по сравнению с Энергией-М снизится, но думаю стоимость снизится сильнее. Таким образом удельная стоимость выведения уменьшится.
Старый Ламер  
RU Старый #09.04.2002 14:40
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>Что бы защищать или критиковать надо иметь определенный объем информации. По Ангаре у меня его нету. Открытая же информация приводит меня к уже изложенным печальным выводам.

Ну, общие технические параметры Ангары опубликованы и в НК, и на этих топиках. Пока только появились намёки, что сухие УРМ всё-же тяжелее, чем заявлено.

Fakas>Я более чем уверен. что Королеву в свое времятоже говорили — это ж камеру фрезеровать, 20 КС одновременно поджигать. А это непонятное крепление 1-й ступени... Ой как это сложно. И такое Рк высокое.

Конечно говорили, и это хорошо известно. Но он на все вопросы давал разумные ответы. Что без охлаждения камера не будет работать. Что пиротехнический поджиг 32 (!) камер проще химического и будет надёжно отработан. Что схема "пакет" необходима, так как не умеют запускать 2-ю ступень в полёте и она должна работать с земли, что крепление боковых блоков простейшее, "на защёлках". Что высокое Рк окупается высоким УИ и т.д.

Fakas>Челомей наверно тоже слышал в свой алрес — авантюрист, автоматизированная заправка, огромные горшки КС с керамическим покрытием. И т.д. и т.п.

История Протона тоже хорошо известна. После 24октября 1960г (так кажется, ну вобщем когда Неделин погиб) автоматическая заправка стала чуть ли не требованием. Размер КС с ростом давления какраз снижается (возможно единственный аргумент в отношении РД-170) ну и т.д.
Кстати, вы мне напомнили насчёт авантюризма. На Рокоте третья ступень Бриз-М устанавливают на ракету в ЗАПРАВЛЕНОМ состоянии и потом в составе ракеты испытывают. 10 тонн самовоспламеняющегося топлива. Если даже при подъёме краном её и не уронят на голову персоналу, то что у них может сработать в процессе испытаний? Один раз уже сработал сброс обтекателя прямо на стартовом столе. Что сработает следующий раз? Почему бы не пусковой клапан? Вобщем авантюристы ещё те, это ж надо было додуматься... Вот на что готов ЦиХ ради денег.

Fakas>Почему я вспоминаю Энергию. В отличие от Ангары и прочих она уже дошла до стадии ЛКИ, 2 раза летала, и неплохо летала. 1-я ступень в виде Зенита жива. Инфраструктура в основном была создана, технология движков отработана и поставлена в серию. Терять все это было глопо по крайней мере.

Вся инфраструктура остаётся на украине и в казахстане. У нас всё равно всё прийдётся создавать заново. Насчёт использования технологий "Энергии" опять встаёт вопрос, что лучше: потратиться сейчас и потом экономить в эксплуатации или сэкономить сейчас и тратиться в эксплуатации? Весь мир (и я вместе с ним :) ) считает, что лучше сейчас потратиться на разработку дешёвых технологий и потом экономить в эксплуатации.

Fakas>Уболтали, прикину размеры КС для яги РД-170. Наверняка там таакое получится... К Вашему сведению в таком сл-е от понижения Рк ТНА не сильно полегчает. Увеличение размеров КС влечет за собой увеличение гидропотерь в рубашке, а значит и потребного давления на выходе из насоса горючего. Опять же встанет проблема УВТ — большой камерой не покачаешь, придется рулевые делать, а это еще потеря Iуд. Нееее, нафиг, я диплом по новой счас уже не сделаю :) .

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
Старый Ламер  
RU Старый #09.04.2002 14:40
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
О! УВТ! От такого УВТ как на РД-170 удавиться можно! :) Я ж говорю: на двигателе не должно быть никакого УВТ. Только рулевые камеры, точнее даже одна. Увеличение размера камеры как я понимаю приведёт к увеличению площади сечения каналов и снижению гидропотерь в рубашке. Но это скорее теоретически, так как увеличится только непосредственно сама камера и район критического сечения, а всё остальное сопло останется таким же.
Мощность ТНА значительно УПАДЁТ, так как тот же объём топлива будет подаваться со значительно меньшим давлением. А если удастся избавиться от БТНА то исчезнут и потери на их КПД и дополнительный расход топлива на их привод. А так как уменьшится мощность, то и подача керосина в ГГ, и температура на турбине, и т.д. и т.п. вобщем всё упростится.

Fakas>Стой раз два. ПН Шаттла макс 30 т. ПН Энергии 100 т :) .

Ну, ну... Я ж вам подчеркнул: Шаттл-С. Грузовой вариант. Вы тогда и Энергию вместе с Бураном считайте. ;) В чью пользу сравнение?

Fakas>У Вас есть данные аналогичные Энергии по Шаттлу — трубопроводы и пр. ?

Нет данных. Я просто слыхал, ;) что у него и двигатели и почти все трубопроводы сосредоточены в самом корабле. А бак - это почти что пустая бочка. Но речь-то не об этом. Вы ж предлагаете из Энергии массовый коммерческий носитель делать, а у американ нет таких мыслей в отношении Шаттла, понимают, что дорого... Даже в варианте Шаттла-С.

Старый>> Скажите: если предположить ракету той же схемы и грузоподъёмности, что и Энергия-М но технологически более простую, почему вы будете против неё?

Fakas>Если у нее будут итегральные удельные параметры, а именно соотношение взлетна масса / масса ПН значительно хуже (по сравнению с экономией) и еще более монстроидальные размеры, которые затруднят производство и разработку такой РН то да.

Размеры - боковой блок на основе технологии Протона то есть диаметром 4 метра. Центральный - диаметром 6 метров (меньше чем сейчас). Грузоподъёмность снизится возможно аж процентов на 20 (точно трудно посчитать) и составит примерно 32-34 тонны на ЛЕО. (счас вроде 40?) Если с Плесецка, то минимум тонн 30. Насколько снизится цена? Думаю более чем на 20%.
ПН в 30 т с Плесецка позволит даже оттуда решать все задачи, которые счас решает Протон с байконура.
Старый Ламер  
RU Старый #09.04.2002 15:38
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>А по поводу простоты... Сравнение РД-0120 и SSME что то не дает мне основания говорить о том, что второй проще.

Дык никто и не говорит, что проще. Я там гдето уже высказался, что это единственный навороченый агрегат в шаттле. Но и не особо он сложен. Опять же Рк меньше чем у нас, и степень расширения меньше. А УИ такой же, вот что странно. По сравнению с нашим только у него два ТНА а у нас один, но, говорят, для водородного двигателя это скорее достоинство, чем недостаток.
Опять же, если взять всю систему в целом, то у Шаттла три движка, у Энергии четыре (водородных). И то, говорят, у Шаттла один из них запасной :) .
Параметры для сравнения (соответственно РД-0120/ССМЭ):
тяга у земли - 150/170 т
тяга в вакууме - 204/213т
УИ у земли - 353/363сек
УИ в вакууме - 455/455сек
давление в камере - 223/209атм
сухая масса - 3,45/3,20т
геометрическая степень расширения
сопла - 86:1/78:1
обороты ТНА - 542/580 об/сек. кислородный у них 465 об/сек
Вобщем интересно, как это при большем давлении в камере и степени расширения у нас получился такой же УИ в вакууме?
Старый Ламер  
RU Старый #09.04.2002 15:43
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Да... Вот АР понимает, что технологии пилотируемых многоразовых систем в применении к коммерческим РН - это не наш метод. :D
Старый Ламер  

Fakas

опытный

Я устал опровергать Ваши демагогические заявления и исправлять Ваши ляпы.
1. 700 К на турбине это немного, при октрытой схеме за 1000 зашкаливает. Проблема не в температуре а в кислом газе. Но для керосинок другого выхода пока нет.
2. КС охлаждали и до Королева. Но отработанной технологически схемой были редкие связи через выштамповки или проставки.
3. Энергия — дурдом трубопроводов, а Шаттл — просто бочка. Конечно, если смотреть десткие рисункитак и будет.
4. УВТ
5.
6.
.....
Я просто устал читать. У меня есть более продуктивные способы время превождения.
Вы кричите, что НК-33 супер ЖРД и надо его использовать. Именно тот двигатель из-за плохих тяговых параметров пришлось ставить кучу маленьких идиотиков на Н-1 и что в конечном счете IMHO угробило эту программу. Вы пытаетесь сравнивать не сравнимые вещи. В таком сл-е передите от демагогии к числам. А они говорят следующее.
Возьмите отношение массы двигателя к тяге и все сразу станет видно.
Для НК-33 : масса 1222 кг, пустотная тяга 1638 кН, отношение 0,7
Для столь нелюбимого Вами РД-191 :
масса 3230 кг, пустотная тяга 2079 кН, отношение 1,6.
Все, дальше спорить не о чем — поднятие Рк на 10 МПа увеличило весовую отдачу более чем вдвое, т.е. 1 кг двигателя начал давать более чем в 2 раза больше тяги. Толку от него больше стало, понятно ? Iуд увеличился не на 10 сек, а на 100 м/с. Баллистки за это удавятся.
Вобщем так, я на Ваши постинги больше не реагирую. Это был последний раз.

To moderator
В следуюющий раз коглда я попробую опять влезть в спор со Старым ставьте плюс, авансом :) .
Sapienti sat !  
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Старый> ... а также широкое применение РДТТ. Как вы относитесь к мировому опыту в этм вопросе?

К мировому опыту в этом вопросе следует относиться с сожалением.
 

AP

втянувшийся

Fakas>Возьмите отношение массы двигателя к тяге и все сразу станет видно. Для НК-33 : масса 1222 кг, пустотная тяга 1638 кН, отношение 0,7. Для РД-191: масса 3230 кг, пустотная тяга 2079 кН, отношение 1,6. Поднятие Рк на 10 МПа увеличило весовую отдачу более чем вдвое, т.е. 1 кг двигателя начал давать более чем в 2 раза больше тяги.

Разрешите подправить...
Серега, ты наверное в расстроенных чувствах писал посдедний постинг. Приведенные цифры 1,6 (РД-191) и 0,7 (НК-33) - это удельная масса. Т.е. какая масса двигателя приходится на каждый кН тяги. Так что НК-33 в два раза легче (т.е. лучше) получается.

Кстати, в имеющихся у меня проспектах Энергомаша указана сухая масса РД-191 2200 кг.
 

AP

втянувшийся

Старый]Да... Вот АР понимает, что технологии пилотируемых многоразовых систем в применении к коммерческим РН - это не наш метод src=/forum/smilies/biggrin.gif [image link error]

Я не совсем понял - это похвала или все-таки подкол src=/forum/smilies/smile.gif [image link error] Особенно вид вставленного вами смайлика смущает.
Ответа не требую, чтобы не огорчаться, ежели чего src=/forum/smilies/smile.gif [image link error]

Ответьте лучше на другой вопрос. Вы почти все свои слова можете подтвердить примерами из мирового опыта. А почему же вы от качания двигателя/камеры отказываетесь в пользу рулевых двигателей/камер? Не говорит ли мировой опыт об обратном?
 
+
-
edit
 
Fakas>По большому счету причина IMHO была в том, что стоимость НИОКР и пусковой превысили порог безубыточности. ...Разработчики РН не будут создавать РН под массы ПН, кот-х нету на рынке, например скажем 30 т на ГСО. А разработчики ПН не будут делать платформы, кот-е невозможно вывести на орбиту, скажем ту же 30-ти тонную коммуникационную геостационарную платформу. Вот и получается клинч --никто не хочет рисковать деньгами. Т.о. подобный прорыв может совершить или оч. мощная корпорация, кот-ю потенциальная неудача не разрушит или государство, кот-е по бюджету своему может инвестировать деньги в пионерный проект. В свете таких размышлений похороны семейства Энергии выглядят оч. удручающими :(.

А выход из КЛИНЧА тем не менее есть :) Ежели ШИРШЕ посмотреть...Просто мы все забываем, что ракетные технологии для нас - норма, а для кого то - вожделенная цель.Не имея ввиду всяких разных АльКаид, например -Индия,я на ее "ракеты" смотрю и слезы текут -"времен фон Брауна и покоренья Бенемюнде" :)

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
RU Старый #10.04.2002 06:34
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>Да... Вот АР понимает, что технологии пилотируемых многоразовых систем в применении к коммерческим РН - это не наш метод :D

Я не совсем понял - это похвала или все-таки подкол :) Особенно вид вставленного вами смайлика смущает.
Ответа не требую, чтобы не огорчаться, ежели чего :)

Ответьте лучше на другой вопрос. Вы почти все свои слова можете подтвердить примерами из мирового опыта. А почему же вы от качания двигателя/камеры отказываетесь в пользу рулевых двигателей/камер? Не говорит ли мировой опыт об обратном?
Старый Ламер  
RU Старый #10.04.2002 06:46
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
AP>Я не совсем понял - это похвала или все-таки подкол :) Особенно вид вставленного вами смайлика смущает.
AP>Ответа не требую, чтобы не огорчаться, ежели чего :)

Это похвала. В полемике вы выглядите куда лучше Факаса.

AP>Ответьте лучше на другой вопрос. Вы почти все свои слова можете подтвердить примерами из мирового опыта. А почему же вы от качания двигателя/камеры отказываетесь в пользу рулевых двигателей/камер? Не говорит ли мировой опыт об обратном?

Наш опыт тоже надо использовать. Если к примеру мы уже имеем приличные керосинки замкнутого цикла, то не нужно конечно "общемировые" РДТТ применять, и т.д. Стоимость/эффективность прежде всего. Ну нравится мне как на Циклоне даже отдельные рулевые двигатели сделали, или на Протоне 3-я ступень. Вот и тут кажется :) что приделать одну (!) качающуюся в одной плоскости камеру с подводом топлива через полые цапфы обойдётся дешевле, чем качать отдельно камеры или весь двигатель.
Старый Ламер  
RU Старый #10.04.2002 06:49
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Факас, да не волнуйтесь вы так! Вы сгоряча уже начинаете цифры путать! То что РД-170/180 самые удельнотяжёлые из наших двигателей это медицинский факт. Что его так перегрузило - система УВТ или огромные БТНА - вы уж сами разберитесь, но факт налицо. Если других аргументов в его пользу у вас нет, можно считать, что вы сдаётесь? ;) РД-191 по заявлениям легче, но тут нужно дождаться окончательного варианта, потому как есть мнение, что на опытном образце пока что не установлена УВТ.
В температуре кислорода вы тоже попутали градусы цельсия и кельвина, я ж вам специально буквами написал - цельсия.
Старый Ламер  
RU Старый #10.04.2002 07:01
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>> ... а также широкое применение РДТТ. Как вы относитесь к мировому опыту в этм вопросе?

varban>К мировому опыту в этом вопросе следует относиться с сожалением.

Ну, не всё так печально. В ихнем случае применить РДТТ оказывалось дешевле/эффективнее чем морочиться с мощными ЖРД.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Не понял. Только что кто-то говорил, что в ССМЭ кислород подаётся в КС в газообразном виде, и уже нету... Убрали, чтоли?
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Вернулся Старый к теме - и опять перегибает :) или лучше сказать - загибает ;)

Старый> К сожалению в проекте Ангары высокие удельные параметры получены какраз очень высокой ценой.

Это мнение, с которым многие здесь несогласны. Не нужно его выдавать за истину.

Старый> Дороговизна Шаттла получилась отнюдь не из-за дорогих технических решений, кроме ССМЕ там и наворотов-то особых не было. Дорогой он получился какраз из-за многоразовости.

Там часто можно сказать, что из-за многоразовости пришлось применять дорогие технические решения. Но в целом согласен.

Старый> Ну и наконец инфраструктура, в том числе содержание отряда космонавтов.

А это тут причем? Что, Россия не содержит космонавтов?

Старый> Прошедшая волна Х-33, Ротона, Кистлера и прочее это уже третья, объединяемая понятием "новые многоразовые". У меня это всё не вызывало ничего, кроме чувства глубокого возмущения.

В этих проектах участвовали многие - и неплохие - инженеры вполне серьёзных компаний, и не нам их судить. Вот вопросы задавать - да, можно :) и НК, конечно, нужны эксперты по тематике, чтобы не писать чего попало. Однако я сомневаюсь, чтобы все такие эксперты в один голос говорили, например, что Х-33 - полная чушь.

Старый> Так что идею "в космос на низких нехнологиях" по крайней мере со мной не связывайте.

Не будем :) а кстати, кто там предлагает "то же, что Энергия-М, но попроще?.." Имейте в виду, "низкая технология" - понятие, меняющееся со временем.

Старый> (кстати, что такое "дот-ком"?)

Это фирмы, которе выросли как грибы после дождя на волне Интернет-револютсии, их продукцией были программы, и первым делом они размещали свои сайты на домене дот-ком. От домена и название.

Старый> Мне например особо нравятся гладкие (нефрезерованные) стенки баков и горячее разделение ступеней.

Баки - понятно, а горячее разделение чем хорошо?

Старый> Под лозунгом "дешевизны любой ценой" будут проигрывать. Под лозунгом "удельные параметры любой ценой" проиграют ещё быстрее. Мне сдаётся, что выиграет ракета максимально соответствующая критерию стоимость/эффективность.

С этим согласен, но критетий уж больно гибкий :) под него и Факасовское утверждение подходит.

Старый> А практика уже есть. Ариана прежде всего. Вот где эталон дешёвых но сравнительно эффективных решений.

Ариан не на пустом месте возник - а с учётом "мирового опыта" :) , в первую очередь - СССР и США. У них двигателей не было, но были деньги - разработали заново, с учетом, так сказать. У нас денег нет - плохо, но есть двигатель, и неплохой, хотя и неидеальный. Ну что, считать, что это то же самое, что ничего и искать деньги? Их нет. Считать, что двигатель надо изменить и искать на это деньги? Их тоже нет. Плюнуть и летать хоть как-то? При имеющихся альтернативах это - наилучший вариант. Теперь вот что. Экономика - наука о нехватке ресурсов, и любой буржуй, который это знает, вовсе не оптимизирует на глобальную перспективу - мол, сейчас вложусь, зато потом 50 лет буду летать - а заботится о возврате средств, желательно побыстрее. Это государства могут позволить себе заниматься в этом вопросе стратегическим планированием, а обычные компании - увы. Если у буржуя есть ресурс, то он в первую очередь его выжмет, а потом уже будет заниматься развитием. Так что мировой опыт здесь как раз говорит, что надо летать на том, что есть - хоть и неоптимально в долгой перспективе, но дешевле, чем делать с нуля - или даже с имеющегося старта.

Факас>Вобщем ребята, я уже наврено сотый раз пишу — ЖРД и РН в челом слишком сложная и многокритериальная система, что бы можно было мыслить готовыми рецептами — вот сделаем то-то получим афигенную весчь — серебряных пуль в природе не существует. Увы.

Старый> Это точно. Дык никто и не спорит. Это токо хруники так говорят в отношении своих проектов

А где вы видели, чтобы те, кому надо свою продукцию продавать на этом рынке, не асхваливали её на всех углах?

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Может, это у Вас личные счёты с ГКНПЦ? Поэтому Вы так их критикуете?

Старый> Так что позволю себе усомниться в том, что Ангара это та самая серебряная пуля.

По-прежнему не вижу серьёзных доводов. Да и несерёзных, если честно, негусто.

Старый> А вы по существу и опровергайте, чем по вашему она так хороша

Мы-то стараемся по существу...

Старый> Ведь это же чудовищно! Такие колоссальные трудности пришлось преодолеть, такие дорогостоящие решения принимать и внедрять! Да даже в эксплуатации одно содержание всей этой инфраструктуры чего будет стоить!

Ну так :) затом потом, как Вы уверяете, уже вложившись в передовую технологию, будем стричь купоны с экономии при её применении... Бы не это имели в виду? Так что же вы хотите - чтобы дешево в разработке и эффективно в применении? Так не бывает :)

Старый> Вобщем на мой взгляд Энергия - это обратный пример, пример того, как не надо делать.

Все-то Вы лучше профессионалов знаете... :)

У Ларри Найвена, кажется, в однои повести были расы, специализированне под разные профессии. Раса инженеров была особенно хороша в работе с вещами и особенно плоха в коммуникациях. В целом, так часто бывает :) . Что же вы ожидаете, что те, кто Энергию сделал, ещё и популярно обьяснят всем и каждому, включая скептиков, почему такие технические решения были приняты?

Старый> По сравнению с ней Шаттл - это деревенская телега

Даже не знаю, что сказать :) Реплики истинного знатока :) Ну вот хоть Вашим любимым способом сравнения - вы знаете, на разработку какой из этих двух систем больше денег ушло?

Старый> а ПН вроде одинакова

На это уже ответили. Ещё раз: Энергия - ракета-носитель, выводит сто тонн примерно, чего угодно. Шаттл - система, выводит орбитальныи корабль плюс примерно 30 тонн. Вот как Вы, скажем, Скайлэб Шаттлом на орбиту выведете? А Энергией - можно, если бы сейчас летала, конечно.

Старый> Так можно и проиграть какому-нибудь Шаттлу-С

Чистая подтасовка. Шаттл-С - резработка, грубо говоря, на бумаге. Энергия - летала. Такие вещи легко сравнивать непрофессионалам :)

С другой стороны, замечу все же, что на лаврах почивать - добра не видать. И Энергия, даже если бы летала - не панацея, и её бы пришлось совершенствовать. Так бы и делали, впрочем. Мир не стоит на месте (я не имею в виду станцию). Так что не беспокойтесь.

Старый> Скажите: если предположить ракету той же схемы и грузоподъёмности, что и Энергия-М но технологически более простую, почему вы будете против неё?

Вопрос, конечно, Факасу :) . По мне, так "если бы да кабы". Нет таких ракет, и сделать их сложно. Хотя сейчас, наверное, проще, чем до Энергии.

Факас> Что бы защищать или критиковать надо иметь определенный объем информации. По Ангаре у меня его нету. Открытая же информация приводит меня к уже изложенным печальным выводам.

Заметьте, Старый - говорит специалист, и то с какими оговорками. Учитесь :) Вы там как-то говорили, что Вы с Украины? Факас ХАИ закончил.

Старый> Обобщив параметры всех известных двигателей можно сделать некоторые общие выводы.

Почему-то у специалистов получаются другие выводы. Как Вы, Старый, думаете, чьему мнению больше доверия?

Понимаете, мы находимся на любительском форуме. Хоть здесь и много специалистов, людей с высшим образованием, дипломированных инженеров, профессионалов и т.п. - все же мало реплик тех, кто прямо сейчас конструирует то, о чём мы говорим - и это понятно, в условиях рынка-то. Так что все утверждения оказываются условными - люди далеко не всегда лично знакомы. Мало ли, может, ник Аллахакбар - это тринадцатилетний любитель, который пишет, надув щёки, а ЕвлампийПупкин - конструктор с сорокалетним стажем, но плохим пером? Могли бы помочь цифры, но подробные расчеты приводятся редко, а оценки могут сильно различаться. Если уж Вы так настаиваете на своей точке зрения, приводите ссылки на серьёзные материалы приводите подробные выкладки, или это так и будет обменом мнениями, с соответствующим отношением :)

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 

Fakas

опытный

Старый> Так что 70-90 атм это именно оптимум. Ну может и не оптимум, но никак не предел.

Разне определения? Или опять яйца - в данном случае Старый :) - курицу учат?

Старый> Сравнение НК-33 и РД-170 - яркий пример. У НК-33 УИ составляет 300/330 сек, у РД-170 - 310/337 сек. То есть рост давления на 100 атм дал прирост УИ аж на 9 сек. Зато сколько дал проблем! Скажите прямо, как вы считаете: рост сложности РД-170 оправдывается этими 9-ю секундами?

Моё скромное мнение - двигатели настолько разные, что не сравнить по одному этому параметру. Рассказать, чем разные? :)

Старый> И все проблемы были связаны именно и исключительно с высоким давлением.

Не все. Сразу привожу контрпример: как насчёт тяги?

Старый>>Ну, правда на Союзе есть решение, которое теперь не назовёшь простым - это привод ТНА и наддув бака горючего вспомогательными компонентами, но не во всём же ему быть идеалом.
Факас>Это как раз самое простое решение, не зря оно было первым.

Старый> Ага! Ничего себе простота! Два дополнительных бака, два насоса с шестерёнчатыми мультипликаторами в ТНА, ну и соответственно два дополнительных компонента при заправке. А как альтернатива - всего лишь ГГ с избытком горючего. Только тогда его просто не сумели или не додумались сделать.

Вам, наверное, не понять, что может так быть, что весь этот винегрет на Р-7 проще, чем "всего лишь" ГГ. Опять же, поверьте, ракетчикам виднее, хотя это не значит, что проще обьяснить. Дальше, то, что просто - или непросто - сейчас, может оказаться иначе потом. Когда семёрку строили, оценки простоты могли быть - и наверняка были - другими.

Старый> Точно оценить нельзя. Но примерные выводы сделать можно. И без расчётов можно заключить, что двигатель ряда РД-170 переусложнён

Можно как-то согласиться - сложный двигатель, да

Старый> что не окупается ростом УИ

А с этим согласиться нельзя - это вывод, не подкреплённый никакими обоснованиями. Где экономический расчёт, скажем? А оценки и я могу давать с потолка.

Старый> Или сделать вывод, что гладкие стенки дешевле фрезерованных а наддув гелием дороже наддува кислородом.

Да, килограмм гелия дороже килограмма кислорода. Нет, из этого вовсе не следует, что применение кислорода дешевле. Надо смотреть в комплексе.

Старый> Ну и не следует забывать мировой опыт: развитие ракетостроения в сторону удешевления производства и эксплуатации.

В данном случае мировой опыт совпадает с российским: сейчас ракеты делают подешевле, чем в 60-е :)

Старый> Меня никто не спрашивал, но я уже изложил, какой вижу РН нового поколения. По схеме аналогична Энергии-М но предельно простая. Двигатели с давлением 150 атм

Уже делали разок такую. Четыре неудачных старта. А почему Вы думаете, что тяга на килограмм двигателя обязана быть лучше у меньших?

Старый> ПН по сравнению с Энергией-М снизится

может быть

Старый> но думаю стоимость снизится сильнее

может быть и нет :) но здесь Вы это сами допускаете :)

Старый> Вот на что готов ЦиХ ради денег.

Я не предлагаю пренебрегать безопасностью, но Вы знаете, что такое капитализм? Что во Флориде иной раз при подготовке Шаттла люди гибнут? Как там "мировой опыт"?

Ещё раз, я не защищаю беспечность. Но почему Вы думаете, что они не подумали и не приняли меры?

Старый> Я ж говорю: на двигателе не должно быть никакого УВТ. Только рулевые камеры, точнее даже одна.

И как рулить одной? А при дросселировании, между прочим, падают удельные параметры - может, дешевле потратиться на рулевой привод? :) Вопросы риторические - Вы уверены в своей позиции, и не допускаете иного мнения.

Старый> В ихнем случае применить РДТТ оказывалось дешевле/эффективнее чем морочиться с мощными ЖРД.

Да нет, это просто политика, надо было загрузить мощности по производству мощных РДТТ.
Sapienti sat !  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Fakas>>Возьмите отношение массы двигателя к тяге и все сразу станет видно. Для НК-33 : масса 1222 кг, пустотная тяга 1638 кН, отношение 0,7. Для РД-191: масса 3230 кг, пустотная тяга 2079 кН, отношение 1,6. Поднятие Рк на 10 МПа увеличило весовую отдачу более чем вдвое, т.е. 1 кг двигателя начал давать более чем в 2 раза больше тяги.

AP>Разрешите подправить...
AP>Серега, ты наверное в расстроенных чувствах писал посдедний постинг. Приведенные цифры 1,6 (РД-191) и 0,7 (НК-33) - это удельная масса. Т.е. какая масса двигателя приходится на каждый кН тяги. Так что НК-33 в два раза легче (т.е. лучше) получается.

Блин, после постингов Старого еще не то напишешь...:(. Мозги набекрень выворачиваются. Вот не поверишь все ходил и мучался — что-то не так, что то не так :(.
Тем не менее Iуд. у РД-191 выше и значительно. За 100 м/с в советское время и партбилеты на стол ложили и Госпремии давали :) .

AP>Кстати, в имеющихся у меня проспектах Энергомаша указана сухая масса РД-191 2200 кг.

У меня есть стянутый у Вэйда екселевский файлик с данными советских ЖРД. Оттуда все. Там вес кот-я я указал.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Fakas> Вообще у меня складывается впечатление тупиковости коммерческих разработок РН. И вот почему. Разработчики РН не будут создавать РН под массы ПН, кот-х нету на рынке, например скажем 30 т на ГСО. А разработчики ПН не будут делать платформы, кот-е невозможно вывести на орбиту, скажем ту же 30-ти тонную коммуникационную геостационарную платформу. Вот и получается клинч --никто не хочет рисковать деньгами.

Может быть так, теоретически, что разработчик серийной ПН будет заранее искать разработчика РН под нестандартную нагрузку. Хотя это, конечно, дорого, и очень должно быть нужно.
 
1 6 7 8 9 10 11 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru