По просьбе Сергея описываю свои опыты с топливами на основе NH4NO3 (только те, которые я испытывал в двигателях).
0. a) NH4NO3 (65%-70%) + C, b) NH4NO3 (70%) + целлулоид
Смешно вспоминать. Скорость горения была настолько низкой, что двигатели сгорали вместе с корпусом.
1. NH4NO3 (63.5%) + C(акт.) (18.5%) + CuSO4*5H2O (8.5%) + (NH4)2SO4 (7.5%) + S (2%)
Двигатель не полетел - недостаточная тяга.
2. NH4NO3 (77-80%) + C (21-18%) + CuO, ацетилсалицилат Fe (2%),
Двигатели прыгали на несколько метров, выплевывая по дороге все топливо.
3. NH4NO3 (80%) + C(акт.,древ.) (20%) + NaNO3 (+3%) + Fe[Fe(CN)6], цитрат Fe (+3%) + цапоновый лак (+10%)
Двигатели летали, но не выше 20м.
4. NH4NO3 (85%) + NaNO3 (5%) + C(древ.) (10% +2%) + целлулоид (+3%)
Двигатель "проплевался" и не сдвинулся с места.
5. NH4NO3 (80%) + C(древ.) (20%) + резин.клей (+??%)
Был применен алюминиевый корпус. Двигатель сгорел (вместе с корпусом!).
6. NH4NO3 (80%) + NaNO3 (6%) + Fe-DTPA (6%) + ЭДП(эпокс. клей) (8% +20%)
О том, что здесь уже проводились подобные эксперименты я не знал (иначе и не делал бы
. При смешивании ЭДП с основным составом начал выделяться аммиак, состав сделался влажным. Из части состава был сделан небольшой брусок, остальное набито в двигатель. После сушки (ок. суток) был испытан тестовый брусок. По параметрам горения он напоминал целлулоид. Двигатель продолжал выделять маслянистую жидкость (через сопло) и был подвергнут более интенсивной сушке. Запуск был неудачным. Топливо горело медленно, иногда наблюдались незначительные "выбросы" топлива (скорее всего из-за неравномерности перемешивания состава).
7. NH4NO3 (75%) + Al (13%) + ПММА(оргстекло) (+12%) + К3[Fe(CN)6] (+2%)
Не удалось зажечь в двигателе. На воздухе состав горел хорошо.
8. NH4NO3 (80%) + Al (20%) + S (+5%) + резин.клей (ок. +5%) + Fe2O3,Fe-DTPA (+2%)
Двигатель сделал "рывок", но в рез-те выгорания сопла упал, и догорел на земле. При использовании сопла на осн. графит + силик.клей рез-т был лучше (но экспериментальный двигатель был очень маленький и только "попрыгал" по кухне
9. NH4NO3 (75.4%) + C(древ.!!!!) (15.4%) + NaNO3 (5.3%) + Fe-DTPA (3.9%) + (NH4)2SO4 (+3.5%)
Первый удачный запуск. Горизонтальная дальность полета 100м (на 6г топлива).
Комментарии
1) Использование (NH4)2SO4 в топливах скорее всего улучшает пар-ры горения. Роль сульфата аммония пока не ясна: а) кислый катализатор b) инертный наполнитель, снижающий %-е содержание NH4NO3 в топливе. Эксперименты показывают, что при 10-15% (и выше) содержании (NH4)2SO4 скорость горения составов очень(!) снижается (~ 5-10 мм/мин), после сгорания образуется твердая масса.
2) Использование активированного угля дает гораздо лучшие результаты по сравнению с древесным.
3) Использование NaNO3 в кач. добавки улучшает пар-ры горения топлив. Замена NaNO3 на KNO3 рациональна при содержании KNO3 в составе до 10%. УИ для NaNO3 выше, чем для KNO3 (тема отдельного разговора).
Основные недостатки двигателей с топливом на NH4NO3 (не содержащих Al)
1) Легкоплавкость топлив при содержании NH4NO3 > 80%.
2) Низкая тяга в момент запуска, в рез. чего в это время стабилизация не работает, пуск приходится осуществлять при полном штиле.
3) Проблемы воспламенения. В большинстве случаев зажигание в канале двигателя ЧП не заводило состав. Приходилось использовать раскаленную спицу.
Планы
1) Еще раз вернуться к старым составам, применив другую процедуру приготовления. Определить СГ всех составов.
2) NH4NO3 (75%) + C(акт.) (20%) + Fe-DTPA (5%)
3) NH4NO3 (80%) + NaNO3 (6%) + Fe-DTPA (6%) + Al (??%)