victorzv>>А кооперация, по сути, - та же капитуляция.
В.М.>То-то тот же Эрбас "капитулировал" имея полторы тысячи поставщиков из сорока стран.
А не будет ли уважаемый В.М. любезен сообщить нам, не затесались ли в это огромное число 1500 поставщиков две скромных компании - Боинг Корп. и Бомбардье Аэроспэйс? И как кооперируют между собой тот же Бомбардье и Эмбраер? Или вы полагаете, что это Эрбас у России на побегушках будет?
Ну что ж, поговорим о кооперации. Я выскажу свои мысли инженера, без претензий на всеобщность охвата и безошибочность.
Что есть кооперация?
Мы поизводим для дяди какие-то детали (может и крыло доверят собирать, а может, - бачок для унитаза).
Где? На наших заводах. Кто? Наши люди. Из чего? Из наших материалов. На чем? На наших станках. Что получаем? Цену бачка для унитаза + %. Что получает забугорный дядя? Бачок для еще одного самолета, стоимость бачка включается в стоимость самолета + %%%%%. Процентов гораздо больше.
Вопрос. Почему вместо бачка для унитаза или крыла мы не можем собирать целые самолеты? Все у нас для этого есть. Денег нет, скажете. Не поверю. Не хотите искать деньги.
Так свой самолет еще продать надо! Правильно, и менеджеры этим должны заниматься, а государство всеми силами помогать.
С этой точки зрения, кооперация - сговор неумелых менеджеров с конкурентами.
Кто в стране выигрывает от такой кооперации? Неумелые менеджеры. Все остальные получают голую зарплату.
Хорошо, гипотетическая ситуация. Наши менеджеры - не воры. И дядя расчувствовался и готов делиться с нами всеми процентами по-честному. (По-моему, многие участники форума именно так кооперацию с Западом и представляют).
Что имеет дядя? Зачем он в таком случае с нами связался, если прибылями от продажи самолета надо делиться?
А у дяди все просчитано. С нашей помощью он
дополнительный самолет получил. А без нас ему надо новые заводы строить, станки заказывать, рабочих обучать, чтобы этот самолет получить. Как щеки ни дуй - "я крутой," а из слов самолета не сделаешь.
Чем страшен дополнительный самолет у дяди? Он чью-то потребность заполняет. А удовольствие это очень дорогое. И привязка заказчика к дяде получается на много лет. Вылези мы через неделю, после того, как дядя самолет продал, со своей распрекрасной машиной, ан нет, поезд ушел...
Тут надо определяться с нашими цеями. Если мы хотим сохранить полный цикл производства самолетов - кооперация очень опасна. Может быть и можно кооперировать, если какую-то очень сильную выгоду поимеем. Но в принципе, каждый агрегат поставленный дяде по кооперации - гвоздь в гроб нашей аналогичной программы. Или и тут мы умнее Бомбардье и Эмбраера?
[ слишком длинный топик - автонарезка ]