avmich>Владимиру Малюху: возникновение большего давления под крылом всё-таки, конечно, связано столкновениями молекул воздуха с крылом, только не так прямолинейно, как в случае с поршнем - или наклонной плоскостью. А вот как именно - это бы интересно услышать.avmich>Мишка предложил модель, можно попробовать учесть вязкость и упругость - но пока что выглядит довольно убедительно . Особенно за неимением других.
Уважаемый авмич,
Вы - наш главный оппонент. Рад, что Вы получили поддержку в лице уважаемого Миши. Он, правда немного испорчен общением с американскими юристами,
но тем хуже для нас, "бернуллистов".
По модели увеличения давления под крылом за счет перекачки воздуха с верхней поверхности. Несерьезно. Где этот насос? Что с массами воздуха над и под крылом делать будем (они, вроде, равны)?
По поводу крыла бесконечного размаха - отсылаю к учебникам. Хотя, понятно, что случай этот не типичный, но...
Миша предложил свою теорию крыла как раз бесконечного размаха. Вам она понравилась. Мне (тоже неспециалисту) - нет.
Сразу скажу - вязкость и сжимаемость (упругости у газов и жидкостей нет) учитываются в чуть более подробном анализе. Принципиально они ничего не меняют.
Мишина модель мне не нравится потому, что:
1. Не учитывается upwash, т.е. подъем воздуха на высоту профиля на носке крыла. Нарушается закон сохранения энергии. Если это учесть, импульса вниз не получается.
2. Слишком большое значение придается задней половине профиля (пологий спуск). На практике - 75% подъемной силы создается носком крыла (25% хорды).
На мелкие погрешности типа перемешивания струй воздуха и разряжения на "спинке" профиля внимания не обращаем.
МКТ конечно, наука серьезная, но пока, вроде объяснить подъемную силу не может (остались у меня смутные воспоминания о гиперзвуковых скоростях, но это - экзотика). Давайте больше о молекулах и соударениях не будем. Вы сопромат помните? Там прекрасно работает концепция сплошного твердого тела - напряжения всякие, деформации, закон Гука. А попробуйте рассмотреть балку с позиций кристаллического строения! Невозможно прочность детали определить! Даже на уровень зерен металла инженеры-механики не опускаются (этим материаловеды занимаются).
Идем дальше. Рассматривать "пихание" воздуха за счет повышенного давления под крылом, как это делает автор книги, указанной уважаемым В. Малюхом можно, но что-то противоречит этот автор сам себе (я так понял).
Подъемная сила создается в основном за счет разряжения (по сравнению с атмосферным давлением) над крылом. Вклад давления под крылом незначительный. Смотрю в книгу. Распределение давления по профилю. При малых углах атаки у профиля NACA 0010 на передних
75% хорды разряжение _ снизу_ примерно 15% (от атмосферного давления (максимум 20%), а на задних 25% хорды - избыточное давление по треугольному закону от 0 до 10%. На верхней поверхности разряжение примерно 35% от атмосферного на 90% хорды. На последних 10% хорды - избыточное давление по треугольному закону от 0 до 8%.
Неубедительно, что такая малая сила способна отталкивать воздух в эквиваленте полной подъемной силы.
А вот мощные концевые вихри объясняют все. И американский автор не возражает. Правда почему-то говорит, что их влияние снаружи от концевой хорды незначительно. Или я не так понял? Но это ж не так. Концевые вихри поднимают воздух снаружи. Умные птицы этим пользуются. И НАСА этим сейчас занимается.
В заключение (промежуточное).
Не вижу я пока аргументов в пользу отбрасывания воздуха как причины возникновения подъемной силы крыла. А вот отбрасывание как следствие возникновения подъемной силы - да, согласен.