VooDoo, 29.08.2003 17:53:33:
Основным средством защиты во время войны была именно МЗА. Поэтому достоинства Ил-2 - наличие защиты от пуль нормального калибра - уже перестают играть серьезную роль.
Сомневаюсь. Наличие защиты от пуль нормального калибра – это необходимость даже для современных штурмовых вертолетов (а именно они в настоящее время занимают большую часть ниши Ил-2).
Зато его недостатки - малая скорость, плохая маневренность и сравнительно небольшая боевая нагрузка - никуда не девались и сильно мешали. Броня никоим образом не компенсировала недостаточную маневренность. В результате систематизации боевого применения как Ил- 2 так и западных штурмовиков был сделан вывод - свои действия в заданном районе эти самолеты должны обеспечивать за счет самостоятельного подавления МЗА. В противном случае потери от действий МЗА будут слишком велики.
Извините, а какое отношение броня имеет к самостоятельному подавлению МЗА? Принимая во внимание вашу логику, можно смело утверждать, что из 12-ти Ил-2 нельзя выделить 6-ку на подавление МЗА, потому, что «ил» бронирован. Да нет, думаю, возможности к самостоятельному подавлению МЗА у Ил-2 были выше среднего.
Продолжим дальше.
Броня не позволяла увеличить боевую нагрузку? Согласен.
Броня аэродинамически снижала скорость? Согласен.
Броня никоим образом не компенсировала недостаточную маневренность? Некорректная постановка вопроса, поскольку априорно утверждается, что маневренность Ил-2 была плохой. Плохой? Может быть, но с чем сравнивать? С Р-47, Ju-87 или Hs 129? (Я б сравнил с «Хеншелем» т.к. оба штурмовики.)
Р-47 мог крутить высший пилотаж, Ил-2 – нет. Ну и что? Оно «илу» надо? Броня не мешала Ил-2 выполнять стандартный противозенитный маневр, а что еще «бомбардировщиику» надо? Вот и получается, что в дополнение к возможности нормального выполнения противозенитного маневра, «ил» имел еще и повышенную защищенность двигателя и экипажа – правда ценой уменьшения скорости и бомбовой нагрузки. Так и должно быть – за все надо платить. Ну, так и «ил» ведь не обычный бомбардировщик, он – ШТУРМОВИК.
Действие же зенитных средств нормального калибра было признано недостаточным и поэтому в ходе войны произошел переход на системы более крупного калибра. А защита самолета, созданного в соответсвии с реалиями конца тридцатых - к середине 40х полностью устарела. Как и самолет, построенный вокруг этой защиты.
Вот здесь надо осторожнее. Действительно, в ходе войны зенитные системы «нормального» калибра (а это 7,62 мм, надеюсь я понял правильно) практически исчезли, доля пуль 7,62 в количестве поражающих элементов ПВО резко упала. И именно поэтому вы считаете, что броня перестала быть защитой?
Вы ошибаетесь.
Во-первых: доля пуль калибра 7,62 в качестве поражающих элементов хоть и упала, но не исчезла совсем. (Как я сказал выше, этот фактор принимают в расчет даже в сейчас.)
Во вторых: Эффективность броневой защиты упала, но не настолько сильно как вы думаете.
Пуль 7,62 мм стало меньше, но одновременно и выросла доля осколочной составляющей. А ведь во 2МВ большая часть самолетов поражалась именно осколками – прямое попадание зенитного снаряда (по сравнению с попаданием масс осколков) редкость.
Попробуйте проделать виртуальный опыт. Возьмите Ил-2 и в метрах 5-ти сбоку от его мотора подорвите осколочно-фугасную боевую часть (БЧ) 37 мм зенитного снаряда. Потом на таком же расстоянии произведите подрыв сбоку от кабины. Потом тоже самое проделайте, со столь любимым вами Р-47. Если Вам не нравится 37 мм, попробуйте 20 или 40 мм, и не 5-ть метров, а 3-и или 15-ть. Это не главное, главное равенство условий.
Теперь вопрос (ко всем, между прочим
): у какого самолета – Ил-2 или Р-47 - выше вероятность повреждения мотора и пилота осколками БЧ снаряда?
Что касается преимущества Ил-2 в виде большего разнообразия боевой нагрузки - это требуется как-то обосновать, потому как сходу можно смело заявить строго обратное - благодаря возможности применения бомб и ракет большего калибра, нагрузка у ИБ более разнообразна.
А вот и нет. Во-первых – калибр и разнообразие это не одно и тоже, и связь между этими параметрами весьа косвенная.
Во вторых - Правило вооружения ИБ (которое свято соблюдается даже в наше время, а уж тогда и подавно) гласит: НИКОГДА НЕ КОМБИНИРУЙ РС И БОМБЫ!!! Или то, или то.
Про многозаходность - в условиях насыщенности обороны МЗА количество заходов Илов стремилось к минимуму (вплоть до одного).
Нет. Один заход «или» делали по сугубо специфическим целям вроде мостов, когда использовались в качестве бомбардировщиков. В качестве штурмовиков – три захода минимум.
В условиях же подавленной МЗА - ИБ точно также осуществляли многократные заходы на цель, висели над требуемой областью и обеспечивали поражение требуемых целей по заказу наземных войск. Вплоть до отдельных ДОТов и т.п.
А кто ж спорит. В условиях же подавленной МЗА – да.
А вот частично подавленной? Скажем на 40-50 %.
Картина немецких войск, лишенных всего самого необходимого, и вообще сугубо второсортных по отношению к элите, пребывающий на Восточном Фронте - это очень сложный вопрос, выходящий за рамки раздела данного форума.
Согласен. Тем более, что я не выражался столь категорично.
Но вот количество зенитных средств на Востоке, Западе и в ПВО Рейха узнать можно. Я думаю, что это несколько изменит Ваше представление о слабости противовоздушной обороны на Западе.
Не просто зенитных стволов, а стволов в прикрытие фронта. (А то Вы мне всю стационарную ПВО посчитаете. )