Streamflow, 06.01.2004 16:17:11:
Ну, может, и погорячился немного
Я же имел в виду принципиальную возможность. А если на Су-27 просто поставить бак с водородом, то дальность, наверное, вполне может упасть раза в 3. Надо делать что-то другое, адекватное изменившимся условиям. Чем больше размер, тем адекватнее
И в любом случае, шугообразный водород выглядит как-то естественне, чем газообразный. Напомню также, что там же писал: "А вот БПЛА-истребитель на водороде, действительно, вряд ли получится в обозримом будущем".
Ну, принципиальная возможность полёта на водороде под сомнение не ставится. Возвращаясь к истоку вопроса будущему развитию корабельной авиации я и сделал вывод что водород в чисто виде ничего хорошего не приносит. Затраты энергии на его производство на борту корабля быстро растут (от простого производства электролизом до сжатия/сжижения и т.д.), но самое убийственное это то что самолёты на нём лучше не станут! Если же выбрать не столь прямолинейный подход, и поставить задачу производства водородного топлива для авиации на борту корабля, то (лично мне) приходит на ум аммиак. Производство его на борту потребует лишь энергии и катализатора, а компоненты всегда в изобилии. Термический крекинг аммиака процесс простой, и его вполне можно реализовать на борту самолёта, возможно как часть двигателя (я не спец просто понятно что обеспечить 400С для крекинга где-то "сбоку" можно, возможно как охлаждение, или ещё что). А по концентрации энергии аммиак очень даже ничего выглядит. Выходит, что двигатель получает требуемый водород, но самолёт не обременяется криогенным оборудованием и топливом с низкой плотностью. Корабль производит топливо в необходимых количествах пока работает реактор. Я не знаю, может эта идея порочна, но мне кажется она просто убивает чисто водородную схему.
Если же чисто водородный самолёт требует массы в 100-150 тонн, то как минимум он не может базироваться на корабле. Тогда что он тут делает?
Но и в этом случае я хотел бы послушать аргументы по поводу водорода против аммиака, или любого другого углеводорода, как топлива для бортового реформера-генератора водорода. Эндотермическая реакция может пригодиться для охлаждения, как и криогенный водород, только не требует криогенного оборудования, баки компактнее, наверняка дешевле и проще в эксплуатации, и наверняка надёжнее. Что скажете?