^ИС: Парламентская газета
^ДТ: 07.04.2004
^НР: 1435(804)
^РБ: Проблема ждет решения
^АВ: Беседовал Александр КАПКОВ.
^ЗГ: На воде ржавеет вторсырье
^ТТ:
На Северном и Тихоокеанском флотах велико число кораблей и атомных подводных
лодок, отслуживших свой срок. С начала 90-х годов различные полуконтрабандные
фирмы сдирали и распродавали все цветные металлы со списанных кораблей. И именно
тогда, в основном через Прибалтику, ими был запущен за границу мощный поток
транзита так называемой цветнины. А вот с черным металлом ничего вразумительного
сделать было невозможно. Он имел низкую цену. В результате во многих северных и
дальневосточных акваториях скопились целые кладбища кораблей и атомных подводных
лодок (АПЛ). По данным депутата Госдумы Валентина Лунцевича, и сегодня почти 60
лодок только в Мурманской области ржавеют на береговых приколах, до сих пор не
снят вопрос о том, как с пользой для дела и экологии избавиться от этого
бесхозного наследия.
- И все-таки в сравнении с девяностами годами положительные перемены происходят,
- считает депутат. - Для кардинального решения проблемы требуются большие
затраты, в том числе и государственные, чтобы для регионов и страны была не
только чисто коммерческая, но и экологическая выгода. Поэтому в Мурманской
области специально сформирована государственная программа по очистке морского
побережья от полузатонувших, брошенных рыбацких и военных кораблей, которую
поддерживают норвежские неправительственные организации. Мною были посланы
обращения в министерства и сделаны предложения в федеральный бюджет, чтобы хотя
бы на паритетных началах с теми же норвежцами и другими инвесторами были
выделены средства для зачистки от полузатонувших кораблей, утилизация которых не
дает прямой экономической выгоды.
- Вы основной акцент делаете на выполнение специальных программ утилизации. Но
сейчас, когда цены на лом возросли (за прошедший год более чем на 60 процентов)
и приблизились к уровню мировых, не считаете ли, что больше внимания следует
уделять разработке законов о государственном регулировании рынка металлолома и
вторичного рынка черных и цветных металлов?
- В какой-то части рынка, безусловно, госвлияние надо усиливать. Например, могут
быть усилены меры протекционизма, когда существует разница между внутренними и
внешними ценами на лом или, скажем, сложно вывезти продукцию из-за высокой
транспортной составляющей для металлургических предприятий.
И в этом случае действительно данные вопросы следует адресовать Правительству.
Однако, на мой взгляд, полное огосударствление этой сферы нерационально. Те
времена, когда сами регионы требовали госмонополии на обращение лома (а это было
реакцией на огромные хищения цветного металла на местах), уже прошли.
Деятельность по переработке металлического вторсырья сегодня, думается, вполне
вписывается в рамки действующего законодательства.
Процесс вхождения в рынок подстегнул и создание серьезных производств на заводах
судоремонта. Когда предприятия не имели государственного оборонного заказа на
ремонт кораблей подводных лодок, они в рамках конверсии вынуждены были
организовывать свои площадки и отдельные участки по утилизации. Поэтому сегодня
всю серьезную работу по разделке АПЛ выполняют такие крупные заводы, как "Нерпа"
в ЗАТО "Снежногорск" Мурманской области.
- Пока вы больше говорите о переработке кораблей. Но ведь на бывших военных
территориях остаются еще и тысячи тонн неутилизированного металлолома самих
военных баз. Как же быть с этим наследием?
- В свое время рациональному использованию этих неучитываемых ранее ресурсов
мешала закрытость военных территорий. Хотя и по сей день не все из них до конца
открыты, большая их часть стала доступна для контроля как гражданским
экологическим организациям, так и административным органам. И если раньше
территории гарнизонов никаких инспекций не допускали, то ныне, когда большинство
военных баз ликвидировано и идет плановое списание техники, а не бросовое ее
оставление, все поняли, что нужны колоссальные вложения, необходимые для
приведения таких территорий в порядок. Но пока еще действительно сложно ответить
на вопрос: куда девать построенную и порушенную в большинстве своем
инфраструктуру, оставленные нефтехранилища, разукомплектованную технику?
- Какие технологии при утилизации военного имущества, и прежде всего кораблей,
требуют контроля законодателей после подписания долгосрочных межгосударственных,
межпарламентских программ?
- Наиболее "продвинутые" работы сегодня ведутся в рамках действующей
российско-американской программы по сокращению вооружений - ОСВ-1 и ОСВ-2 на
уже упоминаемых заводах. По этой программе из-за границы было получено
высокотехнологическое оборудование, укомплектованы специальные разделочные
площадки. При этом очень приятно отметить, что тот же завод "Нерпа" уже сам
научился производить оборудование для промышленной разделки лома и даже добился
ее коммерческого использования, получив недавно патент одной из шведских фирм. А
кроме того, к работе подключилось Европейское сообщество, оказывая помощь по
проблеме длительного захоронения вырезанных ядерных блоков с АПЛ. И это особо
важно, поскольку раньше утилизация ядерных реакторов с атомных подводных лодок
шла по схеме размещения в специальных металлических контейнерах на плаву. А
теперь под эгидой ЕС, и прежде всего Германии, ставится задача строительства
сухого хранилища. На эти цели выделено около 200 миллионов евро. Минатом
приступил уже к его строительству в Мурманской области.
А после передачи этому ведомству всей тематики работ по обращению с
радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом им были организованы
свои унитарные предприятия. Одно из них, созданное у нас ФГУП "Севрао",
специально предназначено для приведения в порядок тех территорий, где ранее
складировались отслужившие реакторы. И эти большие проекты, финансируемые
английским, норвежским и американским правительствами, безусловно требуют
государственного, парламентского контроля.
- Насколько сложна поставленная задача?
- Она одна из первоочередных задач государства, направленная на глобальную
безопасность, поскольку пока методиками захоронения ядерных отходов вплотную
никто из стран не занимался. У нас реакторы раньше просто топили в море, жидкие
радиоактивные отходы (РАО) сливали в Карском море, а англичане в Северном море
до сих пор, между прочим, так и поступают. И все потому, что переработка жидких
РАО и захоронение твердых - очень дорогое удовольствие и долгосрочное. А сейчас
речь идет о возведении временных хранилищ, рассчитанных на 30 лет эксплуатации
до момента остывания реакторов. Аналогичные хранилища строят и США в штате
Невада. Поэтому, конечно, используется весь имеющийся мировой опыт, и наши
организации сотрудничают с правительствами и неправительственными организациями
многих стран. Идет нормальная работа. Главное, что мы открыто говорим об этих
проблемах, не скрываем, что они у нас есть и готовы к сотрудничеству.
- Какие дополнительные законодательные и экономические меры нужны для решения
проблемы освобождения от экологической захламленности северных территорий?
- В принципе хорошие законодательные решения уже состоялись. Принятые прошлым
созывом Думы законы о ввозе отработанного ядерного топлива позволяют снять
многие проблемы, которые раньше не решались. Очень важно и то, что наконец-то
Россией подписаны соглашения о страховании рисков и ответственности на время
сотрудничества иностранных специалистов на ядерных объектах, снявшие барьеры для
нашей страны в получении иностранной технической помощи и инвестиций.
- А почему подписанное соглашение должно страховать иностранные риски, если
основная нагрузка в переработке отходов ложится на российскую сторону?
- Это не совсем так. Международные нормы и практика таковы, что при оказании
технической, финансовой, консультативной и иной помощи страхование рисков берет
на себя принимающая помощь сторона. Международная практика вполне логична, и
жаль, что мы очень долго ее игнорировали, а в результате не получали из-за этого
иностранных инвестиций. Зато теперь, после подписания соглашения, появилась
возможность более активно получать международную помощь. Но тут предстоит решить
и другие важные сопутствующие вопросы и в первую очередь - по налогообложению
поставляемого оборудования и техники. Скажем, получили мы из США мощный пресс
"Харрис", очень дорогой, стоимостью порядка трех миллионов долларов. Американцы
сразу же были озадачены: почему 20 процентов от суммы стоимости пресса они
должны отдать в качестве таможенного сбора нашему государству? А ведь
справедливо возмутились: они же поддерживают не бюджет страны, а конкретные дела
по утилизации. При этом в самой межстрановой помощи заложена идеология не
бюджетная, а природоохранная. Поэтому подобная помощь, как во всем мире, должна
быть законодательно освобождена от таможенных пошлин и НДС.
- Какой опыт Запада по внедрению высокотехнологических отечественных разработок
и ноу-хау в области утилизации и экологической безопасности могла бы
позаимствовать российская сторона?
- Тут нам стоило бы поучиться коммерческой проработке этих проектов, потому что
мы долгое время навязывали передовые разработки и планы их внедрения чисто
административно. Например, намечали: надо переработать и сдать такой-то процент
металлолома от общего производства стали. На Западе же думали по-другому - над
способами удешевления и самого сбора металлолома, и техники его переработки.
Заимствование такого опыта было непростым. Сначала ведь у нас просто стояли
обычные прессы и ножницы. Очень неэкономичные и затратные. Потом кинулись на
другое - отвозить свой военно-морской утиль в Индию и Китай, где тысячи
работников с газорезками, как саранча, облепляли старые корпуса кораблей и
резали, пилили их, кто как мог, поджигая потом остатки.
Конечно, с подобным варварским способом разделки даже наши гиганты ВПК, такие,
как "Нерпа", "Севреммаш" или "Звездочка", конкурировать не могли в силу низкой
оплаты такого труда. Теперь эти предприятия ВМФ с помощью новейших внедрений все
же смогли сделать переработку вторичного металла экономически выгодной и уйти от
восточно-азиатского "партнерства", поставляя лом отечественным металлургам. Но
если такая выгода появилась, то и кладбища кораблей, хочется верить, в скором
времени будут закрыты.
c <Парламентская газета>, №1435(804), Дата выхода: 07.04.2004
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"