Разрешите и я выскажусь, раз уж тут мои гастрономические пристрастрия помянули (ну в смысле всех собак я съел или не всех, и как хорошо ел тех, которых съел)
Сразу только прошу заметить, что в книжке о Су-27, изданной в 1999 г., немало ошибок. К сожалению, часть из них перекочевала и в следующее издание (2000 г.) - в т.ч. и в части, касающейся темы данного топика. Мне стыдно
Но я обещаю исправиться, тем более, что этим летом должно выйти третье, сильно переработанное издание. Наверное и последнее... Ну не будем опережать события.
Так значит о ракетах.
1. С полной ответственностью заявляю: на ракетах Р-27Т (ЭТ) НЕТ инерциальной системы управления (ИСУ) с радиокоррекцией (РК), и захват цели осуществляется прямо на подвеске у носителя.
2. Инерциальная система управления с каналом радиокоррекции появилась на К-27Р (ЭР), а позднее и на опытной "активной" ракете К-27ЭА, в силу одной простой причины: возможности РГС, разрабатывывшейся в 70-х гг. для К-27Р не позволяли получить дальности захвата, которые позволили бы носителю с такой ракетой уверенно противостоять супостатскому F-15 с AIM-7F. По этому показателю проектировавшаяся К-27Р уступала "Спарроу", и в НИИАСе тогда родилась идея таким образом обеспечить примерный паритет. К слову, ИСУ (или ИНС) с РК на К-27Р стала первой подобной системой не только у нас, но и в мире - американцы пришли к этому только на AMRAAM, правда там это уже была бесплатформенная инерциалка (БИНС). Аналогичная БИНС с РК позднее нашла применение и на ракете, которую мы до сих пор стыдливо именуем экспортным шифром РВВ-АЕ. Применение ИСУ с РК позволила поднять дальность пуска К-27Р (ЭР) 2-2.5 раза (а в пределе - более чем в 3.5 раза): макс.дальность захвата РГС, применяемой на Р-27Р/ЭР, составляет 32 км, а макс.возможная дальность пуска этих ракет в ППС (подробнее о дальностях - ниже) - соответственно 90 и 116 км.
3. Теперь собственно о дальностях. Бардак с цифрами, которые приводились здесь Аазом, Никитой и Чижом, объясняется достаточно просто: все они соответствуют разным условиям применения. Сразу оговорюсь, что далее рассматриваем только пуск ракет в ППС цели (для ЗПС эти показатели меньше в 4.9-5.7 раз для "обычных" ракет (Р-27Р/Т) и в 2.8-4.2 раза для "энергетических" для разных высот пуска). Так вот, приведенные Никитой "вымпеловские" цифры 80, 72, 130 и 120 км (для Р-27Р, Т, ЭР и ЭТ соответственно) получаются при пуске ракет вблизи практического потолка носителя, т.е. на 17-18 км, и на сверхзвуке. По моим данным, этот "максимум максиморум" составляет соотв-но 90, 81, 116 и 111 км. Как видите, цифры очень близки к Никитиным, при этом беспрекословно соблюдается правило: "радийная ракета" чуть более "дальнобойная", чем "тепловая". И дело тут не в системе наведения, а тривиально в аэродинамике.
4. Теперь опустимся чуть пониже, на высоту 10 км. Здесь мои данные (округленно): 43, 32, 66 и 53 км. Чиж писал: 35, 30, 66 и 66 км (данные дальней границы ЗВП в пособиях для летчиков). Неправда ли очень похоже! Кстати эти (мои) цифры и пошли в книжку 1999 г. А вот потом (в издании 2000 г., да и в "Су-33") пришлось пойти на поводу у цензуры и привести цифры в таблицах в соответствие с "официозом", закрепленным в рекламных паспортах.
5. Итак, что пришлось напечатать в "Су-27" образца 2000 г., "Су-33" образца 2003 г., а также в многочисленных буклетах по Су-30МКК, Су-35, Су-33 и Су-27СМК, которые мы по заказу КнААПО и РОЭ печатали на потяженнии последних 3 лет? Р-27Р - 60 км, Р-27Т - 65 км, Р-27ЭР - 62.5 км, Р-27ЭТ - 80 км. Бред? И да, и нет. Эти цифры, к которым, кстати и аппелировал Ааз, и которые являются официальными в каталогах Рособоронэкспорта начиная примерно с 2000-2001 г., просто взяты для РАЗНЫХ УСЛОВИЙ пуска! Разумеется Р-27ЭТ не летит настолько дальше Р-27ЭР, как, впрочем и Р-27Т по сравнению с Р-27Р (тут просто разница поменьше и не так режет глаз). По моим оценкам, цифры 65 и 80 км для Р-27Т и Р-27ЭТ приведены примерно для одних и тех же условий - пуск на высоте около 15 км. А вот Р-27ЭР доблестные росворовцы "пускают" с высоты 10 км, в то время как Р-27Р - примерно с 13 км. Вот вам и ответ, почему Р-27ЭТ якобы почти на 30% "дальнобойней" Р-27ЭР, а "пустить" Р-27Т можно как будто бы на 5 км дальше, чем Р-27Р. Но в РОЭ товаришчи упертые. Инструкция есть инструкция. При подготовке буклетов мне пришлось долго убеждать их в том, что не может Р-27ЭТ быть короче (по длине) Р-27Т. А причиной оказалось тривиальная опечатка машинистки. К счастью, нашлись трезвомыслящие граждане, которые смогли переломить в себе страх перед Великой и Могучей Инструкцией и вняли моим аргументам. В итоге с геометриями разобрались, но с дальностями таких очевидных аргументов у меня не было, и, увы, пришлось оставить, как есть. Вот и пошли эти "странные" цифры. Причем ладно бы по отдельности, а то ведь в одной таблице, рядышком... Вот небось потенциальные заказчики теперь недоумевают
6. Теперь о других модификациях. Упоминавшаяся Чижом К-27П (ЭП) с пассивной РГС действительно была создана, но, насколько я знаю, в войска не поступила. В отличие от серийных ракет "27-го" семейства с РГС и ТГС, она обладала ограниченной ракурсностью (60 град.), и ей можно было стрелять только по радиоизлучающим целям. Благодаря чуток меньшей стартовой массе (около 230 кг для К-27П и около 340 кг для ЭП) дальности оказались чуть-чуть повыше. В пределе - 118 км для "энергетической" модификации. А вот "активная" модификация К-27ЭА (так же, как и К-27Р/ЭР, имевшая ИСУ с РК, но теперь уже еще и АРГС) по характеристикам дальности почти полностью соответствовала полуактивной энергетической Р-27ЭР. С появлением того, что называют РВВ-АЕ, надобность в такой ракете отпала, и она так и не вышла из стадии ОКРа. Был и еще один вариант, К-27ЭМ, с системой наведения такой же, как у Р-27ЭР. Вот только дальность ее д.б. подняться чуть ли не до 170 км в пределе. Но похоже сия штучка, как и следующая за ней, с цифрькой в индексе на единичку большей, так и осталась на бумаге.
7. Ну и наконец о том, что же собственно послужило поводом для всей этой дискуссии, а именно о количестве тепловых ракет на Су-27СК. То, что мы видим на приведенной картинке никак не согласуется с реальными боевыми возможностями вышеозначенного самолета. Разумеется, подвесить на самолет можно что угодно (не раз на выставках мы видели подобного рода демонстрационные, даже несимметричные подвески), вот только "стрельнуть" Р-27ЭТ из- под воздухозаборников или того хуже из "промежности" между оными "сушка" не смогет! Как совершенно правильно отметил Ааз, для Р-27ЭТ у Су-27 предусмотрены всего две точки подвески под консолями (на АПУ-470). И дело тут не столько в охлаждении головок, сколько действительно в захвате на подвеске. На точки под центропланом (фюзеляжем) и под воздушными каналами на АКУ-470 могут вешаться только "радийные" Р-27ЭР. Кстати, если уж речь зашла о применяемости тепловых "27-х" ракет, то стоит заметить, что на МиГ-29 типа 9-12 и 9-13, равно как и МиГ-29УБ (9-51) их вообще не было! Только пара Р-27Р (причем "неэнергетических")! Это уже позднее, на МиГ-29С (коих построили для родных ВВС всего 16 штук), экспортных МиГ-29СД, так и не поставлявшихся вроде пока никому МиГ-29СЭ, опытных МиГ-29М и МиГ-29К, а также МиГ-29СМТ (слава богу, последние вроде как переходят наконец в серийное качество, пусть только и в экспортном пока варианте), появились Р-27Т и даже "энергетические" Р-27ЭР/ЭТ - пара на "эсках" и их производных и до четырех (но все равно не больше двух Р-27Т/ЭТ) на "эмках" и "кашках".
Ну и в заключение позволю себе крамольное ИМХО
На мой взгляд, эпоха ракет Р-27 заканчивается. Они сделали свое дело в середине 80-х, позволив начать строевую эксплуатацию МиГ-29 и Су-27. С ними эти машины и были приняты на вооружение - соответственно в 1987 и 1990 гг. Но "слава" Р-27Р/ЭР быстро померкла с появлением этой самой... язык не поворачивается говорить эту абракадабру... РВВ-АЕ. А тепловые Р-27Т/ЭТ... Ну есть же у нас замечательные ракеты Р-73, отрабатывались и их дальнейшие модификации (на одном из МАКСов умудрились даже показать К-74М, пусть и с буквой "Э"). Все-таки я думаю, если "у них" нет тепловых ракет средней дальности - это же не потому, что они не смогли бы их сделать! Ну это мое такое крамольное ИМХО
Всем пламенный авиационный привет!